Дмитрий Орешкин: Мордобой и самообман священника Смирнова
Либо церковь обслуживает государство, присоседившись к его ресурсам. Либо, следуя духовному призванию – а заодно и Конституции РФ, – она отрешается от властных прелестей
Дмитрий Орешкин рассуждает об экспании РПЦ после скандального нападения священников на вечеринку «Серебряного дождя».
Город – пространство общего пользования. Земельные границы еще можно обозначить заборами – вот территория школы, завода, воинской части, но по мере усложнения среды неизбежны пересечения и наложения. Из школьного двора виден ресторан или реклама (визуальное пространство). Колокольный звон плывет за пределы церковной ограды (звуковое пространство). И наоборот, концерт в честь 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» нарушает благорастворение воздухов в вотчине протоиерея Дм. Смирнова – настоятеля храма Святителя Митрофана. В результате происходит конфликт чуть ли не с рукоприкладством.
В Америке говорят: с соседями, в отличие от супругов, нельзя развестись. Очень городская формула. Америка нам не указ, но проблему решать все равно надо. Г-н Смирнов попробовал решить ее методами, которые мягко называются самоуправством, а жестко – хулиганством.
Проблема осложняется тем, что заявляет о себе и такой феномен, как идейное пространство. В православной церкви даже появилось понятие «каноническая территория». Наша земля, на которую чужаков (более всего у нас не любят экуменистов) пускать не след. Как всегда, дело не в ответе – он предсказуем: мы здесь хозяева, и ступай себе мимо! – а в осознании вопроса. Осознание безрадостное: каноническая территория сокращается. После крымской эпопеи резко ускорился процесс отхода украинского православия от московского руководства. Не все гладко и на грузинском, и на белорусском направлении.
[:image:]
Как быть? СССР охранял идейную территорию с помощью глушилок. Не помогло. Протоиерей Дм. Смирнов, пекущийся о расширении зоны окормления, предпочел более простой способ, непосредственно переходящий в мордобой. Похоже, достигнутые результаты его удовлетворили.
[:wsame:]
Это губительное прельщение и самообман.
Есть лишь два варианта.
Либо церковь обслуживает государство, присоседившись к его структурам и ресурсам (у г-на Смирнова тесные связи с полицией, которая едва ли заинтересуется хулиганством во время концерта). И тогда она впадает в прямую зависимость от успехов или неудач государственного организма.
Либо, следуя духовному призванию – а заодно и Конституции РФ, – она отрешается от властных прелестей. Тогда она черпает силу лишь в собственном духовном авторитете, но зато не спотыкается о земные заборы и обходится без драк.