Михаил Швыдкой: Все драмы блекнут перед новой бурей истории
Художественный руководитель московского Театра мюзикла Михаил Швыдкой отметил самые яркие события конца 2014 года
Художественный руководитель московского Театра мюзикла Михаил Швыдкой отметил самые яркие события конца 2014 года:
– Под конец года в культурной жизни произошло несколько событий – не то что итоговых, но, безусловно, подводящих какую-то очередную черту под важнейшими вопросами.
[:rsame:]
Гастроли Малого драматического театра Льва Додина со спектаклем «Вишневый сад» в МХТ стали абсолютным доказательством того, что когда во главе репертуарного театра стоит большой художник, то театр развивается непрерывно и плодотворно. Удивительно гармоничное соединение артистов разных поколений.
Додин прирожденный режиссер и педагог, он умеет выращивать артистов. И смотреть, скажем, на молодого Козловского, который играет совершенно наравне с маститыми актерами, очень большое удовольствие.
В финале на экране появляются артисты в белых холщовых рубахах, как приготовленные к расстрелу. И в этот момент нам окончательно становится понятно: все предреволюционные драмы блекнут перед той бурей истории, в которой уже совсем скоро все будет сметено. И теперь уже неважно, кто купил вишневый сад.
Замечательно совпали две очень важные выставки. В Москве, в Музее им. Пушкина – работы Пауля Клее, мастера, которого в России, конечно, знают, но данная экспозиция, безусловно, открывает нам все его разнообразие. Удивительно, что живопись XX века, казавшаяся современникам модернистской, сейчас воспринимается уже как классика, так же, наверное, как в XX веке воспринимали искусство века XIX.
[:same:]
А в Петербурге, в Эрмитаже, еще идет выставка Френсиса Бэкона. Кураторы поместили экспрессионистские работы Бэкона рядом с произведениями старых мастеров – и стало ясно, что откуда берется. Великие художники не появляются ниоткуда, они из чего-то должны вырасти. И эти две выставки, как мне кажется, дают окончательный ответ на вопрос, нужно ли современное искусство и каково его место.
Но самое главное – под конец. 24 декабря на заседании Госсовета была рассмотрена и одобрена концепция культурного развития России. Весь этот год шли разговоры о том, в каком направлении будет двигаться наша культура, и сейчас я думаю, что этот документ наконец удовлетворит и консерваторов, и либералов. Он, на мой взгляд, верно отражает запрос сегодняшнего дня. Проект основывается на том, что Россия – страна самобытная, но тем не менее прочно вписанная в мировой контекст. В нем уже нет никаких благоглупостей вроде того, что «Россия не Европа». И это, как мне кажется, важнейший итог уходящего года.
[:wsame:]