Опера-митинг "Крым", умоляющие "Путина" беженцы и бесплатно расшибленные лбы
Митинг ушел с площадей и перешел в разряд искусства: в этом качестве его легализовал Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург-опера». На сцене своего театра он поставил оперу-митинг «Крым»
Митинг ушел с площадей и перешел в разряд искусства: в этом качестве его легализовал Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург-опера». На сцене своего театра он поставил оперу-митинг «Крым».
За основу постановщик взял оперу «Севастопольцы» 1946 года. Автор «Севастопольцев» Мариан Коваль известен в том числе своей яростной критикой в адрес Шостаковича, но, как говорится, дорог он нам не этим, к тому же его сюжет перекроен абсолютно. Даже любовная линия не сохранилась. В опере «Крым» тема любви одна – любовь к Родине, и это, не смейтесь, не строчка из анекдота, а настоящая цитата Юрия Александрова (а вот теперь – слайды).
Действие оперы происходит прямо в центре зала, а зрители сидят по сторонам – не бог весть какое новаторство, место действия в театрах давно кочует не только по залу, но и по всему помещению. Да и, правду сказать, будь там хоть новаторство на новаторстве, вряд ли кто обратил бы внимание на художественные качества. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как в одном произведении умещается столько (хотели бы мы написать как есть, да нельзя) идеологически правильных решений.
Гвоздем программы стал хор беженцев – сцена, где дети, вероятно, несчастные сиротки, на коленях умоляют человека в строгом костюме: «Возьмите нас с собой! Не оставляйте нас!» Остается только надеяться на то, что дети малы и не ведают еще, что с ними творят. Загадочный персонаж в костюме не назван прямо, но публика безоговорочно признала в нем Путина, что конечно же полная ерунда, Путину уже за шестьдесят, а этот – мужчина молодой и симпатичный.
Зал в «Санкт-Петербург-опере» небольшой, всего 187 мест, и свободных кресел на премьере было немало. Да и из присутствующих зрителей всего лишь 25 человек добровольно купили билеты (цена – 500 рублей), остальные пришли по приглашениям. В афише театра на июль опера «Крым» уже не значится. Видимо, следующее представление будет в Крыму, тем более, по словам Александрова, оперу-митинг можно показывать на улицах и площадях.
Постановщик уверяет, что эту оперу ему никто не заказывал. И в это как раз легко поверить – идеальное устройство тоталитарного государства именно таково: никакие заказы не нужны, достаточно обозначить линию партии, а дальше мы сами кинемся лбы расшибать.