Алина Кабаева: У всех должны быть свои секреты. У меня они тоже есть
В середине мая знаменитая гимнастка и депутат Госдумы отметила день рождения и дала интервью «Собеседнику». Первым делом мы поинтересовались у Алины, как она обычно справляет свой праздник
В середине мая знаменитая гимнастка и депутат Госдумы отметила день рождения и дала интервью «Собеседнику». Первым делом мы поинтересовались у Алины, как она обычно справляет свой праздник.
«В соцсетях меня нет»
– День рождения обычно отмечаю с родными людьми, очень узким кругом. Это праздник не для меня, а для тех, кто пришел меня поздравить. К концу дня устаешь от звонков, но это такая приятная усталость.
– Однако в соцсетях поздравление вам не напишешь, так как у вас нет аккаунтов ни в одной из них.
– О том, что я якобы есть в Facebook или «ВКонтакте», периодически узнаю от знакомых. На самом деле никаких аккаунтов у меня нет. И то, что любой человек может безнаказанно выдавать себя за другого и размещать в сети все, что ему придет в голову – это серьезный вопрос, который уже лежит в сфере этики и законодательства. Мне всегда можно отправить сообщение на электронный адрес в Госдуме, а также у меня есть свой сайт, где можно узнать о моей работе и деятельности фонда.
– Как вам пришла идея создать свой фонд?
– Мне с детства всегда хотелось всем помочь, всех защитить. Мой тренер называла меня «адвокатом Плевако». Тогда я не знала, о ком идет речь, а позже, когда прочитала о нем, почувствовала гордость от сравнения.
– Ваш фонд ежегодно устраивает турнир по художественной гимнастике для детей. Он проходит только в Нижнекамске?
– Да, так как Татарстан – это мой избирательный округ как депутата. В Нижнекамск съезжаются дети со всей страны. Мы всегда готовимся заранее, думаем о подарках, угощении и, конечно, об организации самого турнира. В ходе турнира лучшие номера отбираются для участия в фестивале в Москве. Вот Москва – это уже настоящий праздник, полностью финансируемый за счет благотворительного фонда. Проезд, питание, костюмы – все эти расходы мы берем на себя. У нас бесплатно выступают лучшие артисты – Филипп Киркоров, Дима Билан, Иосиф Давыдович Кобзон... Посмотреть на юных гимнастов приходят другие дети – около 5 тысяч воспитанников детдомов, для которых фестиваль не менее важное событие, чем для тех, кто выступает на сцене. Есть детки с ограниченными возможностями, из онкоцентров... Как-то одна девочка подошла ко мне и сказала, что я навещала ее в больнице, когда у нее не было волос из-за химиотерапии, а сейчас волосы у нее отросли, я ее не узнала. Сегодня она жива и здорова, и это огромное счастье.
[:image:]
– Здорово... Если у каких-то талантливых детей нет финансовой возможности приехать в Нижнекамск, фонд им поможет?
– Обязательно, если есть такая возможность. Мы также обращаемся к руководству города, к спорткомитету с просьбой помочь. В Нижнекамске благодаря заводу «Нефтехим» дети проживают в гостинице всего за 422 рубля в сутки с питанием.
– Турнир и фестиваль могут помочь им впоследствии попасть в олимпийский резерв?
– Ребенок не может попасть в олимпийскую сборную только потому, что его рекомендует Кабаева и ее фонд. Он должен это место заслужить.
– Кстати, Евгения Канаева и Ирина Чащина стали вице-президентами Федерации художественной гимнастики России. Почему не вы?
– Ирина Александровна (Винер. – Авт.) предлагала мне стать президентом федерации вместо нее. Но я ответила, что это ее стихия, а я могу быть только рядом и поддерживать ее во всем. Пока я не готова к этому.
«Я не супервумен»
– Помимо фонда, вы много чего еще делаете полезного: проводили горячую линию по сдаче ЕГЭ, в Цхинвали строите спортшколу. Обычно благотворители сосредотачиваются на чем-то одном.
– Это приходит само собой. Когда только начинали вводить ЕГЭ, был полный беспорядок, никто не понимал, как там все устроено, кроме Рособрнадзора. Наша горячая линия помогла многим: профессора, психологи отвечали на все вопросы. С Цхинвали другая история. Когда мы приехали в разбитый город, по которому еще танки ездили, мне показали спортзал, и я увидела в потолке огромную дыру от снаряда. Меня просили привезти новый ковер, а мне сразу стало ясно, что нужно строить новый спорткомплекс. И вот он строится уже 5 лет, хотя обещали всё сделать за 2 года. В сентябре, надеюсь, спорткомплекс наконец откроется. Видите, не все зависит только от меня.
– Вот это странно, потому что вас неоднократно признавали одной из самых влиятельных женщин России (например в подобном рейтинге «Эха Москвы» в 2014 году Алина Кабаева занимает 8-е место. – Авт.). Вы сами ощущаете свое влияние?
– Эти рейтинги имеют мало общего с реальностью. Когда нарушаются закон и права человека, я, как депутат, обязана добиться, чтобы была восстановлена справедливость. И я этого добиваюсь законным путем – в этом, наверное, заключается мое влияние. Решаю проблемы людей, которые не могут достучаться до чиновников. Когда я была не депутатом, а только олимпийской чемпионкой, меня иногда просили обратиться к какому-то из губернаторов, чтобы он выделил деньги на художественную гимнастику. И я обращалась, и губернатор мог выполнить мою просьбу, а мог и не выполнить. Сегодня тоже не всё и не всегда получается. Но отказать депутату Госдумы, у которого есть полномочия, предусмотренные законом, уже сложно.
[:image:]
– У нас в обществе сейчас во многом сложилось негативное отношение к депутатам. Люди смотрят, например, на клоунаду Жириновского и по нему зачастую судят и о других... Еще эти голосования «один за всех», прогулы... Вас, кстати, постоянно вносят в списки прогульщиков...
– Называть работу Думы клоу-надой – это неуважение к Российскому государству, к органу, принимающему законы, по которым живет вся страна. В 90-е ситуация была другая, но сейчас Дума реально работает. Например, я лично добилась принятия закона о защите детей, пострадавших от противоправной деятельности, чтобы их не показывали по ТВ, не разглашали их имен, адресов. Что касается прогульщиков, то сложно судить, где депутаты находятся в это время. Например, я могу готовить тот же фестиваль или уехать на прием в свой регион для встречи с людьми.
– Неужели никогда не прогуливали заседания просто так, чтобы развеяться?
– Нет, такого не может быть. Я расслабляюсь в праздники, в выходные.
– Есть ли в Думе что-то такое, за что вам бывает стыдно и вы думаете: ужас, с кем я вместе работаю.
– Самое главное, чтобы за себя стыдно не было.
– Вы, кстати, один из самых богатых депутатов в Госдуме (согласно декларации, за 2013 год Алина заработала 10,7 млн рублей. – Авт.)...
– За моими плечами большая спортивная карьера, доходы от участия в рекламе. Отсюда такие цифры. Я небедный человек, но все мои деньги заработаны тяжелым трудом.
– Это правда, что в перерыве между заседаниями вы занимаетесь йогой прямо в рабочем кабинете?
– Нет, конечно! Йогу я не люблю, для меня она слишком статична. Я занимаюсь своей гимнастикой, но после работы. В Думе к тебе приходит масса народа, там все расписано по минутам, там даже коврик нет времени расстелить, не то что заниматься на нем прямо в кабинете. В выходные я люблю побольше потренироваться – два часа примерно. В будни поменьше, но полтора часа уходит чисто на спорт. Но это не каждый день, а когда есть возможность. Не такая уж я супервумен (смеется), но без тренировок не могу.
[:image:]
– Если не тренироваться, можно потерять наработанное, например растяжку?
– Конечно, а я этим очень дорожу и держу себя в форме, продолжаю тренироваться.
– А знаменитые упражнения с обручем, мячом? Все элементы еще выполняете?
– Нет, не все, потому что для этого нужно тренироваться по 8 часов каждый день. Спина уже не та. Даже многие сегодняшние гимнастки не могут повторить те мои элементы, а вы хотите, чтобы я их делала. Столько лет прошло!
«Меня окружает любовь»
– В Думе вы представляете «Единую Россию». С тех пор как в 2001 году вы вступили в нее, в стране произошло множество перемен, в том числе и в самой партии. Были ли у вас какие-то разочарования?
– Конечно, с чем-то я была не согласна. Это нормально, партия – живой организм. Но менять свою партийную принадлежность не собираюсь.
– В 2012–2013 годах столько негатива, как на вашу партию, не выливалось ни на одну другую... Митинги, Болотная, разговоры про сфальсифицированные выборы... Вы переживали из-за этого?
– О таких вещах можно судить только по прошествии определенного времени. На дворе 2014 год, и произошло много такого, чем можно гордиться. Думаю, «Единая Россия» прислушалась тогда к недовольным. У нас демократия, выходите и говорите, и власть должна услышать. Мне кажется, она тогда услышала.
– Вы когда-то поддерживали Путина...
– Почему когда-то? Я и сейчас поддерживаю президента.
– Я имею в виду, когда вы и многие известные люди снялись в роликах в поддержку Путина на президентских выборах. Потом некоторые друзья критиковали их за это. В этом признавалась, например, Татьяна Тарасова в интервью Владимиру Познеру...
– Кому-то президент нравится, кому-то нет – это нормально. Но неоспоримый факт, что Путина сегодня поддерживает абсолютное большинство населения России. Люди видят, какие благотворные перемены происходят в стране, как крепнет ее голос на международной арене. У нас спорт очень сильно поднялся, Олимпиада прошла шикарно. Десять лет назад в случае, аналогичном ситуации с Крымом, вряд ли мы смогли бы что-то сделать. А сейчас мне не стыдно за свою страну.
– То есть политику Путина вы полностью поддерживаете?
– Я уважаю президента. Как и большинство россиян, я голосовала за него, за его курс. Время показывает, что мы сделали правильный выбор.
[:image:]
– Алина, простите ради Бога, но не могу не спросить. С 2008 года идет волна слухов о ваших личных отношениях с Путиным. Можно вас попросить о них высказаться в нашей газете?
– Эти слухи создаются в первую очередь для поднятия рейтинга газет и журналов. Наверное, ничего другого эти СМИ, чтобы их читали, выдумать не могли. Мне, честно говоря, это неприятно, как любой женщине. Хотя я и понимаю, что это издержки моего сегодняшнего публичного статуса. Иногда можно посмеяться над тем, что выкладывают в интернете – над всеми этими карикатурами, видеороликами, – но не более.
– Так, может, наоборот, взять и сказать – и навсегда покончить с этой темой?
– Со слухами невозможно бороться. Надеюсь, что когда-нибудь их разносчики все же успокоятся.
– Алина, а можно поинтересоваться, вы сейчас в кого-то влюблены, у вас есть молодой человек?
– Слава Богу, в моей жизни есть любовь. Это большое счастье.
– А кольцо это у вас на пальце... Когда вы бежали с олимпийским огнем, многие только на него и смотрели и потом обсуждали, бриллиантовое оно или нет. Или было другое кольцо?
– Я и сама не помню уже, какое у меня там было кольцо. (Смеется.) Ну вот видите, это кольцо точно не бриллиантовое. Разговоры на кухне, обсуждение чьих-то колец – это в общем-то нормально, ничего страшного тут нет. Для меня главное, чтобы все, что я говорю, не повредило людям. У всех должны быть свои маленькие секреты, у меня они тоже есть. Я счастлива в том, что меня окружает любовь. Но слишком радоваться тоже нельзя, чтобы не спугнуть свое счастье.
– Читатели хотят знать про вас буквально всё. Есть ли у вас дети...
– Как любая женщина, я очень хочу иметь детей. И мечтаю об этом и надеюсь, что так оно и будет. Но пока у меня детей нет.
– Спасибо за откровенный разговор. Напоследок хочу поинтересоваться: ваш день рождения – сразу после майских праздников, когда люди обычно выезжают на природу. Есть ли у вас дача?
– В Москве у меня дачи нет. Есть в другом российском городе. Домик в свое время выбрала моя мама и говорила, что он очень хороший. Но когда я приехала посмотреть, оказалось, что он из серии «дунь – развалится», но я его очень полюбила. Сейчас мы там сделали ремонт, даже не так – снесли все стены, оставили только фундамент. Это небольшой, но уютный домик, куда я часто приезжаю отдохнуть от суеты.
[:image:]
/тогда и сейчас
В номере газеты, посвященном 30-летию нашего издания, мы публиковали интервью с самыми интересными собеседниками разных лет. Было и интервью с Алиной за 2000 год. Нам показалось интересным сравнить некоторые ее ответы тогда и сейчас.
Про фигуру
2000: «А Иринсанна говорит: «Алина, я тебя возьму, но с условием – ты должна похудеть. Согласна?» Еще бы я была не согласна. И похудела. Голодала, пила одну минералку трое суток. Потом диета – рыба, рис, овощи».
2014: «После спорта кто-то поправляется, я тоже очень поправилась. Тогда я просто устала физически и морально и хотела отдохнуть. А потом стала приходить потихоньку в зал и в форму вошла. Я на похудении не зацикливаюсь, в отличие от журналистов, которые за мной следят. Если бы я была в спорте, то лишний вес был бы трагедией. А так нет. Если что, пойду в зал – потренируюсь».
Про еду
2000: «Когда голодала, думала: «Господи, они же сейчас кушают манты, мама небось плов сделала...» Все время об этом думала. Потом привыкла».
2014: «На самом деле мы всё тогда ели, только тренеры об этом не знали. За 8–12 часов тренировки сгорает всё – ты можешь любую еду себе позволить».
Про футболиста Максима Бузникина
2000: «Мы знакомы год. Он мне такой подарок сделал на день рождения! На берегу поляна, где все отдыхают. Вечер, уже стемнело. И вдруг – раз! Салют начался, как в День Победы. Не фейерверк, настоящий салют. Потом на небе появилась надпись «Алина» – тоже салютом... Как в кино».
2014: «Надо же, какой я была нескромной, про салюты рассказывала. Сегодня бы я о таких подарках не говорила. Максима я помню, но мы давно не общаемся. Так получилось по жизни. Он был действительно замечательным романтиком. Мог очень красиво всё подать».