Владимир Кара-Мурза: Мертвые в суд не побегут
На «свободном телевидении» – свои правила. Сразу становится понятно, кто в конечном счете у нас руководит
В программе Владимира Познера на «Первом канале» Элла Памфилова, недавно ставшая омбудсменом – борцом за народные права, – очень жестко заявила о необходимости свободы слова в России: побольше разнообразных точек зрения, в том числе не совпадающих с официально разрешенными.
Слова – чересчур смелые и жесткие для «Первого канала», где давно все купировано и причесано. Но это лишь на взгляд непосвященных. Не секрет, что в двух программах на «первой кнопке» можно говорить кое-что, скажем так, более дерзкое – у Владимира Познера и в передаче «На ночь глядя» Бориса Бермана и Ильдара Жандарева. Очевидно, негласным кивком начальственной головы им разрешили «интеллигентно критиковать».
При этом, не забывайте, передачи «Первого» сначала идут на Дальний Восток. И кураторы из Кремля имеют возможность проконтролировать-отследить. Если обнаружатся кое-какие вольнодумные высказывания, их из эфира, вещающего на остальную часть России, можно убрать. Кроме того, те же Берман с Жандаревым, например, у себя в программе либерально критикуют Михалкова. Но в дни Московского кинофестиваля, который курирует Михалков, оба надевают бабочки и принимают гостей рядом с ним на красной дорожке.
[:image:]
На «свободном телевидении» – свои правила. Помните историю, когда президент пришел в «Останкино» на съемки шоу «Минута славы»? Мы все видели, как за общим столом Владимир Познер как бы в шутку спросил первое лицо государства: «А можно я Немцова к себе на эфир позову?» Сразу становится понятно, кто в конечном счете у нас руководит телевидением. Уже несколько лет прошло, а Немцов у Познера так и не появился. Значит, пока не разрешили.
Из других телесобытий – на ТВЦ вовсю анонсируют фильм «Удар властью. Михаил Евдокимов». Хотя, казалось бы, никакой круглой даты в биографии артиста, ставшего политиком, не предвидится. Впрочем, у нас любят рассказывать о мертвых вне зависимости от поводов. Можно и приукрашивать, и очернять в любой последовательности – погибшие ведь в суд не побегут.
[:image:]
Но, как я понял из анонсов фильма, ничего нового о жизни алтайского губернатора не расскажут. Только общеизвестные факты: какой хороший был эстрадник и зря полез в политику, каждый должен быть на своем месте. Вообще, в последнее время такого рода фильмы превратились в псевдодокументальные: одни штампы и наборы расхожих клише.