Михаил Швыдкой: Скандал в Крыму и бум на Толстого и Аксенова
Вот очень яркий пример того, что литература может опережать действительность, а не только следовать за ней. И я не вижу в этом ничего плохого
«Севастопольские рассказы» Льва Толстого и «Остров Крым» Василия Аксенова. За последние недели эти книги стали настоящими шлягерами, издательства еле успевают допечатывать тиражи.
Вот очень яркий пример того, что литература может опережать действительность, а не только следовать за ней. И я не вижу ничего плохого в том, что мы все, конечно, понимаем причины резкого скачка популярности этих книг. Если политические события заставляют нас еще раз (а кого-то, может быть, и впервые) обратиться к классике, то этому можно только радоваться. И я совершенно уверен, что обе книги найдут свое место на книжных полках и в спокойное время, когда схлынет общественный ажиотаж вокруг Крыма.
А в Москве в Манеже с 15 апреля открывается замечательная видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда» – о первых десятилетиях двадцатого века. Это масштабный проект, совершенно потрясающий – там 18 экранов, все это с использованием анимации, 3D-технологий... Жанр видеоинсталляции, на мой взгляд, как раз очень соответствует принципам авангарда – это и не выставка, и не спектакль, и не фильм, а пространство, в котором существует искусство и оживает эпоха. И очень здорово, что мы можем посмотреть, как это выглядит в исполнении Гринуэя, который в России хорошо известен как режиссер. Он уже делал подобный проект о классическом искусстве Нидерландов, а теперь его работой о русском авангарде откроется год Великобритании в России, который, слава Богу, состоится, несмотря на какие-то обострения политической ситуации.
И напоследок я хотел бы сказать о фильме «Волк с Уолл-стрит» и той ситуации, которая вокруг него сложилась в Новосибирске – когда за показ картины были оштрафованы кинотеатры, потому что там якобы есть пропаганда наркотиков. Я считаю, что это хорошее кино, и Скорсезе настоящий мастер, а вся эта история как раз демонстрирует, что бывает, когда формальные лекала закона пытаются приложить к художественному произведению.