Михаил Швыдкой: Как создавался миф о Владимире Ленине
Самое значимое событие за последнее время – это, на мой взгляд, открывшаяся на прошлой неделе выставка «Миф о любимом вожде» в Историческом музее, бывшем музее Ленина
Самое значимое событие за последнее время – это, на мой взгляд, открывшаяся на прошлой неделе выставка «Миф о любимом вожде» в Историческом музее, бывшем музее Ленина. Это достаточно сложное явление не столько даже культурной, но общественно-политической жизни.
Эта выставка посвящена не Ленину и Сталину, она рассказывает о том, как создавался миф. Ведь Ленин – фигура действительно более мифологическая, чем историческая. Качества мифа в том и заключаются, что неправдоподобное становится правдой, историей, и на примере Ленина как раз можно проследить зарождение и становление этой мифологии. Относиться к этому нужно скорее как к мифам древней Греции.
Хотел бы отметить такое чисто театральное событие, как юбилей фестиваля «Золотая маска», который был отпразднован скромным капустником в Вахтанговском театре. Вообще, мне кажется, что мы сильно недооцениваем, к сожалению, роль двух наших театральных фестивалей. «Золотая маска» – национальный фестиваль, куда съезжаются совершенно замечательные театры со всей страны, и фестиваль имени Чехова, который уже можно назвать крупнейшим в мире. И мы имеем возможность видеть театр во всем его разнообразии не благодаря гастролям, а именно благодаря фестивалям. То, что «Золотая маска» просуществовала двадцать лет, это, по-моему, настоящий праздник для любителей театрального искусства.
И не могу, разумеется, обойти вниманием «Даму с камелиями» Ноймайера в Большом театре. Премьера этого балета состоялась еще в 1978 году, а в 1981-м в Гамбурге была представлена новая редакция, которая сейчас, спустя тридцать с лишним лет, и идет в Большом. С одной стороны, этот балет, конечно, принадлежит своему времени – той эпохе, когда после радикализма 60-х и 70-х модернисты стали вписываться в контекст классической традиции, вдыхая в нее новую жизнь. Но при этом сегодня он лишний раз доказывает, что искусство не подвластно времени. Абсолютно божественная Светлана Захарова в образе Маргариты. И глубоко поразила меня Ольга Смирнова, которая выступает, кажется, во втором составе, тем, как она понимает и чувствует образ – более современный, более острый, в отличие от неземной Маргариты Захаровой. Тем, кто болеет балетом, как я, считаю, нужно смотреть обязательно.