Как живет и работает Клуб деловых старух
Cтарость принято считать началом конца. В понимании многих быть пенсионером – значит сидеть на лавочке, жаловаться на здоровье и обсуждать молодых. Но есть люди, которые не хотят стареть «как все», они активны во всех смыслах, строят наполеоновские планы и, главное, реализуют их
Cтарость принято считать началом конца. В понимании многих быть пенсионером – значит сидеть на лавочке, жаловаться на здоровье и обсуждать молодых. Но есть люди, которые не хотят стареть «как все», они активны во всех смыслах, строят наполеоновские планы и, главное, реализуют их. О таких успешных пенсионерах мы и будем рассказывать в нашей новой рубрике. Жительницы Ульяновска, например, объединились в Клуб деловых старух.
«Блюдо праздничное, с золотой каемочкой»
«Я блюдо для торта. Праздничное, с золотой каемочкой. Хозяева распечатывают коробку. Ой, какой красивый торт – с розочками! Теперь я в центре стола».
Это не бред сумасшедшего, это театральная разминка в ульяновском Клубе деловых старух. В роли блюда для торта – Людмила Юнусова. Ей 61 год, она отлично выглядит и все время улыбается. Тут все такие, и все про себя говорят: «Еще молодые – живем всего первую сотню лет». Но за улыбками...
– Нашу квартиру недавно ограбили, – неожиданно признается Людмила Ивановна. – Преступники думали, я одна дома. Но был еще муж. Он не выжил. У меня голова вся зашита. Были проблемы с речью, и мне, конечно, стоит больших трудов выходить и что-то рассказывать. После смерти мужа я как-то потерялась. Чтобы идти в ногу со временем, купила современный телефон. А в клуб пришла, чтобы научиться общаться с детьми по скайпу.
Клуб открылся в 2011 году. Первые два месяца «деловые старухи» почти все время плакали и рассказывали о себе. У всех был один страх – перед старостью. Например, 66-летняя Галина Абрамова панически боялась уходить на пенсию.
– Я не знала, как буду дальше жить, – говорит она. – Когда вышла, год болела, никого не хотела видеть. В клуб пришла никакая. Потом душа успокоилась. Конечно, было бы хорошо опять устроиться на работу, но кто ж меня в таком возрасте возьмет?
На эту тему и ульяновские «старухи», и большинство российских пенсионеров могут говорить часами. Людмиле Юнусовой, например, как-то сказали прямым текстом, что в коллектив она не вписывается:
– Устраивалась в офис, а там все молодые. Им неинтересно с пенсионерами. Моя приятельница так работала. рассказывала: «Как праздник, наряжаешься, а тебе говорят: там машина едет, вас отвезут домой». Это ужасно! Или предлагают работу за 3,5 тысячи рублей. Получается, остаток жизни мы должны продать за копейки. А нам тоже хочется жить.
«Учим держать лицо»
Собственно, Клуб деловых старух потому и создавался, что хочется жить. Его придумали психолог Татьяна Перфильева, инженер Людмила Рафальская и Любовь Левина, в недалеком прошлом заведующая театральным отделением местной школы искусств. «Сообразили на троих», когда поняли: стареть, как все, не хочется.
– С помощью тренингов мы учимся держать лицо, – рассказывает Любовь Тимофеевна. – Психология возраста такова, что ты не ощущаешь себя старой. Но окружающие-то думают иначе. Ты непроизвольно кокетничаешь, и это порой выглядит жалко. Некоторые впадают в агрессию. Другая крайность – плаксивое состояние: пришла в собес, а там на тебя не так глянули – обидно. Недавно, например, мы с мамой были в больнице. Врач лет на пять всего ее моложе, а разговаривала сквозь зубы. В подобных ситуациях теряешься. Вот и учимся тут сохранять чувство собственного достоинства.
Держать лицо учат на психологических тренингах – они в клубе по субботам в 12:30. В пятницу по расписанию – компьютерные курсы. Их проводят по книге самой Любови Левиной, которая написала «Компьютерный букварь для ржавых чайников». «Ржавые чайники» – это «чайники»-пенсионеры, которые не то что не знают компьютер, но и боятся к нему подойти.
«...Если не получится с первого раза, отведите маркер в сторонку на пустое место, щелкните левой клавишей один раз. Когда все вернется в исходное положение, повторите попытку. Мой личный рекорд в этом деле – 26 попыток. А я дурой себя не считаю». Это Любовь Тимофеевна так учит копировать текст. Сама она уже поднаторела и спокойно оперирует такими терминами, как «копирайтинг», «рерайтинг» и даже «дудл видео». «Ржавый чайник» уже не «чайник».
«Деловой старик» Василий Порватов компьютер осваивает уже около года. В глобальном смысле, чтобы «пообщаться с миром». Но в основном для того, чтобы можно было записаться на прием к врачу, не выходя из дома. Компьютерная наука сопротивляется. Но 76-летний Порватов упорный:
– Я месяца три учился, как запятую поставить да язык с русского на иностранный поменять. Но клавиатуру освоил, теперь могу заявление написать. Моя бабушка ругается, но мне нравится.
«Это вам не кружок рукоделия»
Клуб деловых старух смело можно назвать городским очагом культурной пенсионерской жизни. Из других – только рынок. Все местные развлечения ориентированы на молодых. Чтобы найти что-то по душе, нужно выбраться в центр, а это около часа на автобусе по пробкам и ухабам – Ульяновск уже не тот образцово-показательный город, каким был в советские годы.
Вот и встречаются несколько раз в неделю. Это повод «надеть колечки».
– Когда я первый раз услышала название «Деловые старухи», вспомнила танец бабок-ёжек из мультфильма «Летучий корабль», – смеется 65-летняя Нина Давыдова. – Задорный и бодрящий образ. Какой-нибудь кружок рукоделия лишь подчеркнул бы, что мы вывалились из социума.
В прошлом году «деловые старухи» решили, что поедут волонтерами на Олимпиаду. Зарегистрировались на сайте, отправили анкету, даже собеседование прошли. Но возраст устроил подлянку: 67-летняя Клавдия Каратаева разбила бедро, а Любовь Левина перенесла гипертонический криз. Обеим врачи запретили не то что Сочи, но и вообще любые нагрузки.
Волонтерской работой «старухи» вообще занимаются с первых дней образования клуба. Например, в библиотеке для слепых начитывают книги. Недавно связались с центром иппотерапии и теперь помогают им организовывать праздники для детей-аутистов и страдающих ДЦП.
– Понимаете, мир такой, каким мы все его делаем, – объясняет Нина Давыдова. – Мы не хотим скатываться к сидению на лавочках. Мы просто хотим и дальше нормально жить, оставаясь нужными и интересными другим. А прежде всего – самим себе.
Читайте также:
Стало известно, в чём заключаются альтернативные варианты формирования пенсий пожилых людей