Придется ли Алле Пугачевой и Максиму Галкину усыновлять собственных детей?
Мысль о том, что можно родить, не забеременев, когда-то считалась сумасбродной. Сегодня благодаря суррогатному материнству это реальность. Алла Пугачева и Максим Галкин, у которых недавно родились двойняшки, подогрели интерес не только к себе, но и к этой теме
Мысль о том, что можно родить, не забеременев, когда-то считалась сумасбродной. Сегодня благодаря суррогатному материнству это реальность. Алла Пугачева и Максим Галкин, у которых недавно родились двойняшки, подогрели интерес не только к себе, но и к этой теме.
От 20 до 35
Татьяна Корнеева (здесь и далее имена и фамилии героинь изменены. – Авт.) из Нижнего Новгорода забеременела пять лет назад. Но на седьмом месяце случилось кровотечение. Когда девушка пришла в себя после операции, она услышала две новости, одну страшней другой: ребенок погиб, а она больше не сможет иметь детей.
– Я перепробовала все способы лечения, – рассказывает Татьяна. – Осталось только суррогатное материнство. Скоро эмбрионы будут подсажены сурмаме. Молюсь, чтобы все прошло удачно.
Первый в России ребенок, выношенный суррогатной матерью, родился в Санкт‑Петербурге в 1995 г. Но серьезно программа суррогатного материнства работает лишь последние 10 лет. Актуальные статистические данные датированы 2010 г., в течение которого в России по этой программе родились чуть больше 400 детей.
– К счастью, эта услуга никогда не будет массовой, – говорит эксперт по суррогатному материнству Сергей Лебедев, президент группы компаний «Свитчайлд». – Это индивидуальная помощь конкретной семье, которая страдает бесплодием и которой не помогают современные репродуктивные технологии, потому что женщина не может выносить ребенка.
Основные фигуранты рынка суррогатного материнства – биологические родители и женщины, готовые за деньги выносить чужого ребенка. К последним предъявляются довольно жесткие требования: возраст от 20 до 35 лет, отличное физическое и психическое здоровье, отсутствие вредных привычек, согласие мужа, наличие как минимум одного ребенка.
– Сурмама должна будет отдать ребенка его родителям, – объясняет Дарья Шепелева, генеральный директор консалтингового репродуктивного медицинского агентства «Реприо». – И наличие своего ребенка необходимо, чтобы она психологически была к этому готова. Кроме того, процесс родов непредсказуем. Если возникают осложнения и женщина теряет способность к деторождению в дальнейшем, у нее уже должен быть свой ребенок.
Сурмама-шантажистка
Самый быстрый способ найти сурмаму – интернет. Там огромное количество сайтов и групп в социальных сетях, полных похожих на прайс-лист предложений: «Ищу биородителей, которые не могут осуществить свою мечту. Здорова, есть подтверждающие это анализы. Кровь II «+». Есть доча, роды прошли без осложнений в 2008 году.
Желаемый гонорар – 800.000 рублей. Кесарево – плюс 100.000. Двойня – плюс 200.000. Ежемесячно – 20.000. Единоразово на одежду – 30.000».
Женщины соглашаются на беременность ради денег. Кто-то таким образом рассчитывается по кредитам.
– Мне бы хотелось решить жилищный вопрос, – признается Наталья Евсеева из Кирова. – Живем в двушке со свекровью. Она готова на размен, но у нас нет денег, чтобы доплатить за однушку. Я предложила мужу вариант с суррогатным материнством. Он сначала был против, но подумал и согласился.
При прямом общении биородителей и сурмамы всегда существует риск, что весь период беременности будет сопровождаться выкачкой денег. Мамы кидают по-разному: берут предоплату и срывают подсадку эмбрионов или делают аборт, ведут переговоры одновременно с несколькими парами, подделывают результаты анализов. Чтобы не напороться на что-то подобное, эксперты советуют идти не в интернет, а в агентства, которые не просто посредничают между сурмамами и родителями, но и оказывают юридическое сопровождение обеим сторонам.
Если денег на агентство нет, необходимо заключить с сурмамой контракт, в котором детально прописать, кто, кому и что должен, а также описать пути выхода из форс-мажорных ситуаций: если беременность не наступает, если случился выкидыш, если возникла необходимость поменять сурмаму на этапе ЭКО и пр.
Но главный пункт – финансы. Выплаты сурмамам состоят из двух частей: текущие (траты на питание, проезд, мобильную связь, одежду) и компенсация за потерянное здоровье, которая выплачивается после рождения ребенка. Разброс велик и различается от региона к региону. Например, в провинции услуга сурмамы может стоить от 200.000 до 800.000 рублей. В Москве дороже.
Мать – которая родила?
По закону первичное право на ребенка принадлежит сурмаме. Теоретически после родов женщина может передумать и оставить его себе. Однако такие истории можно пересчитать по пальцам.
– Известно лишь два случая, когда суррогатная мама зарегистрировала ребенка на себя, – рассказывает Сергей Лебедев. – В первом генетические родители отказались от младенца, поскольку он родился в тяжелом состоянии.
А во втором, насколько я слышал, сурмама никак не могла сойтись в сумме с генетическими родителями. А поскольку ребенок не может долго быть ничьим, она зарегистрировала его на свое имя, полагая, что потом откажется. Но по закону родители – это те, на чье имя ребенок записан. И отыграть назад процесс невозможно.
Может быть, женщина жалеет о своем поступке. Остается лишь посочувствовать настоящим родителям малыша.
Потенциальные сурмамы, естественно, настроены на то, что ребенка надо отдать.
– В конце концов, это не мой ребенок, – признается Марина Анохина из Петербурга. – Я ему не мать, просто инкубатор.
В течение недели после родов сурмама должна подписать согласие на регистрацию ребенка на имя биородителей.
– По поводу Пугачевой и Галкина писали, что они должны будут усыновить детей, – говорит Сергей Лебедев. – Это чушь. Биологические родители с согласием сурмамы, заверенным главврачом или юристом клиники, и другими документами идут в загс, где регистрируют ребенка и получают свидетельство о рождении.
Несмотря на обилие подводных камней, специалисты сходятся во мнении, что пример Пугачевой и Галкина вызовет в России всплеск интереса к суррогатному материнству. А значит, счастливых родителей станет больше.
Если сделка, то без общения
Алла Пугачева рассказала, что знала о каждом шаге суррогатной мамы, но лично с ней знакома не была.
Специалисты рекомендуют биологическим родителям и сурмамам держаться на расстоянии друг от друга. Или готовиться к неожиданностям, в том числе и неприятным.
– Например, биологическая мама может начать злиться на суррогатную из-за того, что та в состоянии выносить ребенка, – говорит психолог Елена Карачкова. – Это происходит на эмоциональном уровне и не поддается контролю. Сурмама в свою очередь может считать выношенного ребенка своим и добиваться встречи с ним. Чтобы не было эмоциональных завязок, все отношения лучше свести к обычной коммерческой сделке.
«Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности».
Из «Основ социальной концепции РПЦ».
Читайте также:
Суррогатная мать подарила Элтону Джону и Дэвиду Фернишу второго ребенка
а также ВСЕ О НОВОРОЖДЁННЫХ ДЕТЯХ АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ И МАКСИМА ГАЛКИНА