3 скандала, связанных с неприсуждением Льву Толстому Нобелевской премии
Мы расскажем 3 истории неудачной борьбы не столько самого Толстого, сколько его почитателей, за премию для писателя
7 октября 1906 года Лев Николаевич Толстой написал письмо, в котором заявил, что никогда не примет Нобелевскую премию по литературе. Мы расскажем 3 истории неудачной борьбы не столько самого Толстого, сколько его почитателей, за премию для писателя.
1. Впервые Нобелевские премии по литературе (как, впрочем, и почти все остальные) присуждались в 1901 году. Лауреатом тогда стал французский поэт и эссеист, член группы «Парнас» Сюлли-Прюдом. Согласно официальной формулировке, его наградили «за выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги».
Новость о награждении произвела эффект разорвавшейся бомбы. В те годы в Европе было немало писателей, считавших своим главным наставником и величайшим мастером слова на континенте Льва Толстого. Сорок два писателя из разных стран во главе с Августом Стриндбергом, известнейшим шведским романистом и драматургом, выразили протест Академии наук.
Официальный ответ на это обращение дал секретарь научной организации Карл Вирсен, который заявил, что кандидатура Толстого, оказывается, вовсе не рассматривалась. Причиной было то, что «этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами», — утверждал Вирсен.
Конечно, такая отповедь ещё больше разгневала поклонников Толстого, которые посчитали для себя делом чести обеспечить писателю Нобелевскую премию по литературе «номер 2» — за 1902 год. А Стриндберг, у которого и без того были не лучшие отношения со шведским истеблишментом, испортил их окончательно: писателю так никогда и не присудили Нобелевскую премию по литературе, что многие считают несправедливостью, сравнимой с тем, что без награды остался Толстой. (Впрочем, шведская писательница Сельма Лагерлёф, также подписавшая то обращение к Академии наук Швеции, всё же получила «нобелевку» ещё при жизни Толстого.)
2. Что же до очередного выдвижения, то в 1902 году в поражении Толстого сыграла свою роль политика. По задумке Альфреда Нобеля, вручение премий должно «исправлять» то зло, которое он принёс в мир, изобретя динамит (и заработав состояние, из которого и финансируются премии). Многие считали, что премиальные деньги лауреатам тоже следовало жертвовать на благие цели, а не улучшать своё материальное состояние.
В те годы Толстой вёл общественную борьбу за то, чтобы религиозным диссидентам, секте молокан, разрешили иммигрировать из православной Российской империи в веротерпимую Канаду. Граф пообещал, что если премию присудят ему, он отдаст деньги на устроение первой колонии беженцев за океаном. В таких условиях присуждение премии Толстому приобретало совсем уж политическую окраску. Молокане были не только религиозными диссидентами и отличались не только тем, что употребляли молоко в пост, не считая его скоромным продуктом (откуда и появилось их название). Как и многие сектанты (а позднее — толстовцы), молокане отказывались идти в царскую армию, будучи пацифистами, за что попадали в тюрьму.
В конечном счёте премия досталась немецкому писателю Теодору Моммзену — скорее за прошлые заслуги: его роман «Римская империя», за который его номинально и наградили, был опубликован ещё в XIX веке, а сам писатель скончался уже в следующем 1903 году.
3. Затем Толстого ежегодно выдвигали на получение Нобелевской премии по литературе почти ежегодно. Наконец, 7 октября 1906 года Лев Николаевич написал то самое письмо своему знакомому, финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту, в котором раз и навсегда отказался от премии.
Граф предупредил, что награду всё равно не примет, но не хотел бы никакой демонстративности, так что лучше ему её и не присуждать, а иначе выйдет неловко. В итоге премию получил (и тоже умер уже в следующем 1907 году) итальянский поэт Джозуэ Кардуччи. А Толстой позднее писал: «{Присуждение премии другому писателю} во-первых, избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».
Читайте также: