Как на самом деле работают онлайн-сервисы Москвы
Оплатить «коммуналку», место на парковке или штраф ГИБДД, совершить виртуальную экскурсию или пожаловаться на нерадивость чиновников – все это можно сделать при наличии одного лишь мобильного телефона. Такие возможности сулят специальные сервисы, запущенные год назад властями
Оплатить «коммуналку», место на парковке или штраф ГИБДД, совершить виртуальную экскурсию или пожаловаться на нерадивость чиновников – все это можно сделать при наличии одного лишь мобильного телефона. Такие возможности сулят специальные сервисы, запущенные год назад властями Москвы.
Штраф по смс
Год назад в Москве заработала т.н. Единая мобильная платформа (ЕМП) – набор приложений, доступных через телефон. Первым сервисом стала «Мобильная приемная», где можно жаловаться на чиновников, сотрудников управляющих компаний и т.д. Позже появились «Мобильное парковочное пространство», «ЖКХ», «Транспорт Москвы», «Госуслуги» – всего сейчас на сайте департамента информационных технологий столицы имеется семь приложений для скачивания. Разработчики уверяют, что пользователями ЕМП за год стали почти 1 млн человек.
Причем это не только обладатели смартфонов. В столице 70% жителей до сих пор пользуются обычными мобильниками, на которые модные приложения не устанавливаются. Для них сервисы доступны с помощью смс (короткий номер 7377) или через так называемое USSD-меню (*377#вызов). Работу этих простейших команд мы и решили оценить первым делом.
Оказалось, что набор услуг, доступных таким образом, гораздо меньше, чем для пользователей смартфонов. Хотя по смс все же можно запросить информацию о штрафах ГИБДД, начислениях за «коммуналку» – это самые востребованные услуги. Также можно проверить на легальность службу такси, приславшую за вами автомобиль. И даже пробить себя по базе Федеральной службы судебных приставов – не значится ли за вами какой должок. Все эти операции я совершила вполне успешно: ответные смс приходили быстро и с верной информацией. Со службой USSD все оказалось сложнее. После отправки вызова через раз появлялось сообщение, что «сервис временно недоступен».
Найти и заплатить
Оказалось, схожие «глюки» проявляются и при скачивании приложений на смартфон.
– Сами сервисы полезные и некоторые работают нормально – мне доводилось с успехом запрашивать информацию о ПДД, штрафах, узнавать, куда эвакуировали машину, – рассказывает столичный автолюбитель Николай Ильин. – Но очень нужное приложение по парковкам выдает сбои. Например, проверить доступность парковок, оплатить их, продлить время стоянки через мобильник удается далеко не всегда.
Музей в телефоне
Противоречивые эмоции вызывает и «Мобильный туристический портал». Приложение очень полезное. Здесь, например, можно построить свои маршруты, если вы в Москве полдня, неделю, год, всю жизнь; посмотреть афишу мероприятий – выставки, спектакли, киносеансы – хоть на текущий день, хоть на месяц вперед.
– Но здесь тоже бывают сбои, не все объекты указаны на карте, даже в центре Москвы, – рассказывает пользователь приложения Ангелина Нечаева. – По некоторым достопримечательностям программа выдает неверные адреса, турист может и запутаться. Видеоэкскурсии неплохие, по той же Третьяковке вполне внятный тур, хотя я убеждена, что, приезжая в Москву, такие вещи надо смотреть вживую, а не по мобильнику.
Судя по отзывам пользователей Интернета, бесплатный туристический сервис также пока во многом проигрывает обычным поисковикам.
– Мнение спорное, – не согласны московские информационщики. – Просто сила привычки, консерватизм. Тем, кому сложно пользоваться мобильными приложениями, с Интернетом тоже нелегко. Хотя да, возможно, на первом этапе интернет-услуги «приручить» проще.
Клик души
Собственно, практика это подтверждает. Онлайн-сервисы самой столицы гораздо востребованнее мобильных. Например, возможностью записаться к врачу через специальный портал ЕМИАС пользуется каждый третий, и очень немногие – через соответствующее мобильное приложение.
Жаловаться на чиновников и свои беды большинство москвичей также предпочитают не в «Мобильной приемной», а по Интернету. Для этого имеются специальные сайты «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». Почти за два года работы их посетили 3,5 млн человек. Самый востребованный портал – «Наш город» – только в июле собрал четверть миллиона посещений. Здесь можно сообщить о разных неприятностях – от подпольных казино до нелегальной продажи спиртного в ларьках или нехватки песка в песочнице.
На каждое сообщение должен прийти ответ чиновника в срок до 8 дней. Причем с фотоподтверждением. Из-за чего полгода назад случился казус – глава одной из управ выложил явно липовый снимок якобы расчищенной от снега дорожки. Ну, это как рекламщики дурят нас, делая из Золушки принцессу с помощью фотошопа. Но в этот раз не прокатило: жалобщики довольно быстро уличили чиновника во вранье.
На что пожалуется Медведев
Самые популярные темы на двух других сайтах – ямы на проезжей части (портал «Дороги Москвы») и неубранные подъезды («Дома Москвы»). И здесь бдительные граждане весьма строги.
– Наш ДЕЗ в этом году собирался выделить деньги на уборку лифтов, – прокомментировала жительница пятиэтажки на юге Москвы Татьяна Злобина. – Как такое возможно, когда в нашем доме лифта вообще нет. Видимо, деньги хотели освоить.
Кстати, порталами жалоб пользуются, видимо, не только рядовые граждане. На днях на профильном совещании работу столичных сайтов оценил Дмитрий Медведев. И пообещал лично отправить обличающее фото на «Наш город». Правда, на что именно собрался пожаловаться премьер-министр, неизвестно.
Система мобильных сервисов и приложений работает в столице с 1 августа 2012 года и не имеет аналогов в России. Однако онлайн-порталы интерактивной связи чиновников с жителями, аналогичные сайту «Наш город», существуют и в других регионах. Этот опыт вскоре планируют перенести на федеральный уровень. К порталу госуслуг Минкомсвязи намерено добавить общероссийский сайт «Народный контроль», где граждане смогут жаловаться на плохие дороги, коррупцию, работу госорганов в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и пр. К своим сообщениям пользователи также смогут прикладывать фото- и видеоматериалы.
Читайте также: