3 европейских собора, строившихся несколько веков

14 августа 1248 года в Кёльне было начато строительство кафедрального собора, завершенное только через 632 года. Мы расскажем вам о 3 соборах, которые несколько поколений архитекторов строили, не отклоняясь от первоначального плана, несколько веков

14 августа 1248 года в Кёльне было начато строительство кафедрального собора, завершенное только через 632 года. Мы расскажем вам о 3 соборах, которые несколько поколений архитекторов строили, не отклоняясь от первоначального плана, несколько веков.

В Европе немало соборов, постройка которых занимала сотни лет. Часто это было связано с тем, например, что за время постройки успевала произойти Реформация, и недостроенная церковь превращалась из католической в лютеранскую, из-за чего её приходилось перестраивать. Особенно часто, конечно, такое происходило в Германии.

Кроме того, технологии строительства были далеки от сегодняшних; это же касается и использовавшихся инструментов, и материалов. Горожане и крестьяне отнюдь не радовались новым грандиозным постройкам, растущим в небо по воле короля. От окрестных жителей часто требовали сдавать, например, куриные яйца, которые использовались для раствора, скрепляющего камни. 

Впрочем, в особых случаях строили быстро: комплекс зданий Ватикана построили всего за несколько десятков лет. Иногда сталкивались с проблемами финансирования; оттого же долго оставалась незаконченной барселонская Саграда Фамилия, которую принципиально было решено строить только на пожертвования прихожан.

Мы же расскажем вам о трёх европейских церквях, которые были завершены по первоначальному проекту, хотя иногда для этого требовалось немало кропотливой архивной работы, а иногда и частичное разрушение «отсебятины», внесённой предшественниками.

1. Кёльнский собор: 1248 — 1880 гг.

Собор в Кёльне начали строить не в последнюю очередь как хранилище для раки Трёх королей — ящика с мощами святых волхвов, что пришли к младенцу Иисусу в ночь Рождества. Возведение восточной и южной сторон собора заняло около четырёх веков. К XVI веку собор представлял собой полузавершённое здание, однако уже был освящён. Уже был установлен ставший одним из символов города золотой крест; наконец, собор принял «старшинство» от старого собора эпохи Каролингов, которой снесли, а на его месте которого начали возводить северную часть нового собора.

Однако на этом этапе строительство по проекту кёльнского зодчего, вошедшего в историю под именем Герхард, застопорилось. Люди верили, что архитектор продал душу дьяволу, чтобы тот помог ему с чертежами, а когда сатана явился с готовой работой, обманул: вместо первых петухов, с криком которых душа Герхарда должна была перейти в распоряжение дьявола, прокукарекала жена зодчего, и сделка оказалась недействительной. Сатана якобы проклял город и посулил ему гибель с окончанием постройки злосчастного собора.

За сто пятьдесят лет непогода и время привели недостроенные части собора в негодность. Но не было бы счастья, да несчастье помогло: когда в конце XVIII века революционные войска Франции оккупировали город и превратили собор в склад, подъём национального самосознания вдохновил немцев на то, чтобы завершить грандиозную постройку. Удалось найти чудом сохранившиеся средневековые чертежи; не все, конечно, но лучшие архитекторы Германии работали над «домысливанием» схем в духе первоначальной идеи архитектора по имени Герхард.

С другой стороны, технологии при строительстве использовались весьма современные: собор стал одним из первых столь крупных зданий, получивших стропильную крышу из цельнолитых чугунных деталей. В 1880 году был положен последний камень Кёльнского собора — и ничего, небо не рухнуло на землю, а собор, который строили 632 года, выстоял даже во Вторую мировую. Лётчики Союзников использовали его как ориентир и потому не разбомбили — в отличие от всего остального города.

Долгие годы в недостроенном состоянии сделали своё дело: собор постоянно требует самой серьёзной и притом регулярной реставрации. Остальные церкви из нашего рейтинга, впрочем, строились немногим меньше.

2. Собор святого Вита, Прага: 1344 — 1929 гг.

Строительство собора святого Вита в Праге началось в 1344 году. Считается, что впервые храм возник на этом месте ещё в 925 году по воле святого Вацлава — правда, нет такого средневекового собора, сохранившегося до наших дней, который не наследовал бы какой-нибудь церкви, воздвигнутой ещё каким-нибудь святым собственноручно в седую старину.

Как бы там ни было, чешские короли вскоре сделали базилику, находившуся здесь, местом проведения коронаций, а в 1344 году было решено возвести большой собор, который служил бы также фамильным склепом и — местом хранения сокровищ. Что поделать, времена были такие, что полагаться на защиту от разграбления хотя бы соседями-христианами можно было лишь в церкви.

Первым архитектором стал приглашённый из далёкого французского города Аррас некто Матиас. Он успел составить план, но прожил недолго после начала строительства — уже через восемь лет его сменил немец Петер Парлер. Закончив возведение по плану француза, он принялся добавлять разного рода отсебятину; историки архитектуры отмечают, что первый строитель собора святого Вита был в большей мере инженер, а второй — скорее скульптор.

За работу Петер принялся 23 лет от роду, но так и не закончил её — на нём лежала ответственность за создание нового облика всей Праги, в том числе легендарного Карлова моста. Впрочем, тщеславный немец успел в ряду скульптур, украшающих собор, увековечить не только, как положено, членов августейшей фамилии, но и себя самого, а также предшественника Матиаса.

Строительство собора было прервано в 1419 году гуситскими войнами, которые навсегда изменили облик Чехии: с тех пор значительная часть населения страны была вовсе неверующими. Грандиозное здание воспринимали скорее как произведение искусства, чем как собор, и украшали элементами современных стилей по мере достройки. В 1844 году, когда был принят единый план звершения строительства, в первую очередь пришлось избавляться от чужеродных деталей эпохи барокко.

Венцом строительства собора святого Вита стали витражи скульптора Войтека Сушарды и художников-модернистов Альфонса Мухи и Франтишека Киселы. В 1929 году — спустя 585 лет после начала — строительство собора было наконец завершено.

3. Миланский собор: 1386 — 1813 гг.

Возведение миланского собора Рождества Пресвятой Девы Марии началось на месте, где в доисторические места располагалось святилище кельтских племён, а позднее — храм богини Минервы. Впрочем, неудивительно и даже характерно для Италии — страны, чья история уходит своими корнями в историю Древнего Рима, что католический собор «наследует» чему-то более древнему, чем раннехристианская церковь. Хотя и церкви во славу Христа успели постоять на этом месте в центре Милана.

Собор в стиле «пламенеющей готики» стал первым подобным зданием в Италии, хотя во Франции и на Пиренеях таких соборов уже было немало. Материал тоже был выбран уникальный для храмовых строений в Европе — белый мрамор. Впрочем, строгий стиль продержался недолго: уже спустя сто лет после начала строительства в проект внесли изменения, благодаря которым у собора появился восьмиугольный в основании купол — характерный элемент архитектуры эпохи Ренессанса.

Собор открылся в 1572 году, но долго стоял незаконченным. В 1769 году было издано распоряжение, согласно которому ни одно здание в Милане не может превышать высотой шпиль собора, где установлена четырёхметровая статуя Мадонны. Отметим, что это ограничение весьма характерно для городов, архитектурной доминантой которых является собор — вспомним хотя бы Санкт-Петербург. Правда, газпромовскую башню к шпилю Петропавловки не сведёшь, а вот небоскрёб, где размещается компания «Пирелли», предпочёл от греха подальше не конкурировать с собором — на его крыше установлена копия статуи, размещённой на шпиле Миланского собора.

Последние работы завершились в соборе в 1813 году, причём проект итальянских зодчих утверждал Наполеон Бонапарт. Карло Амати, следуя проекту автора первоначального проекта собора Симоне де Орсениго, украсил здание 135 мраморными иглами, столь характерными для готического стиля в архитектуре. На то, чтобы воплотить проект де Орсениго, ушло в общей сложности 427 лет.

Читайте также:

5 самых безумных строительных проектов СССР, которые так и не были осуществлены

10 самых красивых аэровокзалов мира

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика