5 самых грандиозных строек СССР
20 июня 1933 года завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала. Точное количество погибших при строительстве до сих пор не установлено. «Собеседник.ру» отобрал 5 других грандиозных строек советской власти, чья судьба к нашему времени сложилась по-разному
20 июня 1933 года закончилось строительство Беломорско-Балтийского канала. Ударную стройку власть сумела закончить в рекордные сроки - всего за 2 года. Это был первый проект Сталина, на котором он в полном объеме задействовал бесплатную рабочую силу - узников ГУЛАГа. Количество погибших при строительстве в невыносимых условиях до сих пор точно не установлено. Тем обиднее, что, по слухам, летом 1933 года сам вождь, совершая прогулку на специальном катере, сказал, что канал получился мелкий и узкий, а сама постройка бессмысленна и никому не нужна.
«Собеседник.ру» отобрал 5 других грандиозных строек советской власти, чья судьба к нашему времени сложилась по-разному.
5. ДнепроГЭС. Один из самых грандиозных проектов первой Пятилетки, строительство которой началось еще в 1927 году, ДнепроГЭС и по сей день остается одним из крупнейших сооружений современной Украины.
Строить сложнейшее энергетическое предприятие - это не копать «никому не нужный» Беломорканал: на строительстве ДнепроГЭС применялся только квалифицированный труд, а хороших рабочих буквально искали по всему Союзу. Не погнушалось тогда руководство позвать и иностранцев: немцы, американцы и чехи оказали огромную помощь. Более того, до сих пор на некоторых узлах ДнепроГЭС работают американские турбины и электрогенераторы.
4. «Магнитка». Наверное, именно из-за этого предприятия первой Пятилетки (строительство успешно завершили в 1932 году за три года) наш Урал смог превратиться в арсенал всего Советского Союза. Без стали, которою давал в годы войны Магнитогорский металлургический комбинат, немцев мы бы не одолели.
Мировой кризис 2008 года больно ударил по отечественной промышленности. Сегодня России никто наподобие Гитлера не угрожает, и столько танков, пушек и прочей техники нам не нужно. Как результат, в 2009 году предприятие уволило 2 тысячи сотрудников (9% штата), а в 2012 году, впервые за многие годы, «Магнитка» закончила год с чистым убытком в 94 миллиона долларов.
3. Саяно-Шушенская ГЭС. Начавшаяся строиться еще при Хрущеве в 1963 году, она и по сей день остается самой большой гидроэлектростанцией России и 7-ым таким сооружением в мире. По данным одного исследования, эта ГЭС по своим показателям ненамного уступает аналогичным по мощностям АЭС и способна чуть ли не в одиночку давать свет в жилые дома всей (!) нашей Сибири.
Тем не менее, трагедия 17 августа 2009 года, при которой трагически погибли 72 работника, до сих пор не дает ГЭС нормально функционировать. «РусГидро» обещает, что все ремонтные работы закончит в 2014 году.
2. БАМ. На самом деле, планы по строительству железной дороги в обход озера Байкал рассматривались еще при проектировании Транссиба при Александре III, но тогда специальная комиссия заявила, что построить в тех местах дорогу просто нереально, да и не нужно.
Тем не менее, в 1938 году уже новая империя бросила, как она это делала на других стройках, все силы на прокладку железной дороги там, где не отважился бы строить никто. В результате перенапряжения сил и логичной утери интереса к проекту полубезумная стройка была завершена лишь при Путине, в 2003 году. Ездить, по сути, оказалось некому: то, что планировалось как «прорыв к Тихому Океану», сегодня обеспечивает не более 1 процента от всех пассажирских перевозок России.
1. Космодром «Байконур». Наша ракетная и космическая отрасли всегда были гордостью страны: именно с Байконура в космос полетел первый землянин Юрий Гагарин и первая женщина в космосе Валентина Терешкова (о некоторых подробностях ее биографии читайте здесь), до сих пор космодром остается крупнейшим в мире - и навсегда останется в истории как первый космодром в мире (первое испытание ракеты в 1957 году).
Тем не менее, откровенный шантаж казахстанских властей в последнее время играет явно не на руку ни науке, ни двусторонним отношениям России и Казахстана, ни бизнесу, который в последнее время проявляет острейший интерес к космосу.
Читайте также:
5 самых известных зданий мира, восставших из пепла
Супергерой Иосиф Сталин, улица Волгоградской битвы и фаст-фуд День Победы