Евгений Рогожин: Почему землетрясение на Дальнем Востоке докатилось до Москвы и Санкт-Петербурга
Мощнейшее землетрясение из глубин Охотского моря докатилось до Москвы. Как могло природное явление распространиться на тысячи километров и почему нас о нем опять не предупредили? Мы расспросили об этом зам. директора Института физики земли РАН Евгения Рогожина
Мощнейшее землетрясение из глубин Охотского моря докатилось до Москвы. Утром в пятницу в столице ощущались слабые подземные толчки, из нескольких офисных зданий в центре даже эвакуировали более 800 сотрудников. Как могло природное явление распространиться на тысячи километров и почему нас о нем опять не предупредили?
Мы расспросили об этом зам. директора Института физики земли РАН Евгения Рогожина (на фото).
– Землетрясение было удаленное, но очень сильное – в 8,3 балла. Поскольку эпицентр находился на глубине более 600 км, то даже в ближней зоне – на Камчатке, Курилах – оно ощущалось слабо: в Петропавловске, скажем, было 5 баллов.
Но именно такие глубинные землетрясения способны распространяться сквозь мантию Земли на большие расстояния с небольшим эффектом. До Москвы, например, и раньше доходили землетрясения из Карпат – в 1977 году был памятный случай, еще два события в 80–90-х, их жители просто не заметили. А нынешнее явление в Москве тоже ощущалось: примерно в 3 балла на нижних этажах зданий и в 4 – на верхних.
– Но его почему-то почувствовали далеко не во всех районах столицы.
– Да, это уже зависит от инженерно-геологических условий: где подземные воды глубже проходят, где грунты низкого качества – пески, суглинки, – там толчки были заметнее.
– Почему нас все-таки не оповестили о явлении такого размаха?
– В долгосрочном прогнозе ожидалось землетрясение на Камчатке. Мы считали, что в ближайшее время произойдут небольшие толчки на территории Тихого океана и не на такой большой глубине.
– То есть именно такого землетрясения просто не ожидали?
– Его невозможно было предсказать даже в краткосрочном прогнозе. И даже в самых развитых странах, где огромные деньги тратятся, где современное оборудование. Пока что во всем мире не могут добиться точности прогнозов таких явлений. К тому же должны и власти на такие события как следует реагировать, а у нас даже это не всегда налажено.
Читайте также: