Не все то платина, что блестит
Красочные презентации в стиле «здесь будет город-сад», заявления типа «мы динамично развиваемся, внедряя самые современные технологии» и прочие пафосные штампы о «социальной ответственности» компании вряд ли могут иметь информационную ценность
Красочные презентации в стиле «здесь будет город-сад», заявления типа «мы динамично развиваемся, внедряя самые современные технологии» и прочие пафосные штампы о «социальной ответственности» компании вряд ли могут иметь информационную ценность. Чтобы выяснить хотя бы относительно реальную картину о состоянии дел в любой бизнес-структуре, приходится давать оценку по совсем иным параметрам, нежели официальные декларации.
К удивлению экспертов
В качестве примера здесь как нельзя кстати подходит группа компаний «Русская Платина», которой еще летом 2012 года высокая конкурсная комиссия по результатам тендера присудила право на разработку южной части одного из крупнейших никелевых месторождений полуострова Таймыр – «Норильск-1». Это решение, напомним, удивило не только второго конкурсанта – ГМК «Норильский никель», но и экспертов рынка.
Впрочем, по результатам предварительного раунда споров и разбирательств «Русская Платина», похоже, осталась ни с чем. Во всяком случае, деловая пресса о том, что правительство отказалось утверждать итоги конкурса по лицензии на «Норильск-1», сообщила как о свершившемся факте.
Основания к такому исходу, помимо технических недочетов и прочих параметров конкурса, до которых недотягивала «Русская Платина», были видны невооруженным глазом. Как отмечали деловые издания, «Русская Платина» собиралась вложить в освоение «Норильска-1» всего 78 млрд рублей, построив рудник мощностью 6 млн тонн в год. «Норникель» при этом обещал для месторождения 150 млрд рублей, а первоначальные инвестиции оценивал в 69 млрд. Кроме того, «Норникель» высказал намерение начать разработку месторождения «Норильск-1» уже в будущем году, тогда как «Русская Платина» обещала начать разработку лишь через 12 лет.
Словом, все было как на ладони. Однако были и остаются дополнительные подводные камни, которые тянут на дно весь холдинг.
Подводные камни
На фоне споров за месторождение стали выясняться детали финансового состояния предприятий, входящих в нашумевший холдинг. Оказалось, что ОАО «Артель старателей «Амур» (входит в «Русскую Платину») имеет проблемы с налоговиками. А в ходе арбитражного разбирательства между «Амуром» и УФНС по Хабаровскому краю ситуация еще больше усугубилась, поскольку стали известны детали сложного финансового состояния фирмы, одновременно претендующей на месторождение, которое требует серьезных затрат и вложений.
Получилось не очень красиво. Ведь, с одной стороны, в борьбе за лицензию на «Норильск-1» от «Русской Платины» прозвучали серьезные суммы, которые холдинг готов потратить. С другой – тот же холдинг обосновывал свою позицию в арбитраже тем, что выплата налоговых долгов по суду убьет предприятие. Арбитраж тогда вошел в положение и признал имеющиеся финансовые сложности «Амура», включая убытки и долги, отраженные, к слову, в финансовой отчетности ОАО «Артель «Амур» за 2011 год. Согласно ей, в 2011 году «убыток компании до налогообложения превысил 1,2 млрд рублей».
Не лучшие показатели продемонстрированы «Амуром» и в 2012 году. Так, по состоянию на 30 июня кредиторская задолженность АС «Амур» по заемным средствам составила 15,1 млрд рублей, в соответствии с отчетом за второй квартал этого года компания успела получить убыток в размере 807,9 млн.
Но и это, как выясняется, еще не всё. «Убыточные» аргументы вновь прозвучали в арбитражном споре «Амура» с управлением Пенсионного фонда РФ по Хабаровску.
Там ОАО «Артель старателей «Амур» оспаривает решение УПФР «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства». Согласно материалам дела №А73–13807/2012, «общий размер оспариваемых («Амуром». – Авт.) сумм недоимки, пеней, штрафов составляет 12.478.916,48 руб., что является значительной суммой для ее одновременной уплаты».
В связи с этим ОАО «Амур» заявляет ходатайство и просит арбитраж принять обеспечительные меры в виде приостановления действия решения №156 от 03.10.2012. Суд, исходя из представленных материалов, приходит к выводу, что ходатайство следует удовлетворить, дабы «Амур» смог свести концы с концами и не сгинуть в дебрях банкротства, обещанного Пенсионным фондом. Ведь ОАО «Артель «Амур» входит в печальный список краевых предприятий, которые «систематически нарушают пенсионные и социальные права своих работников и имеют задолженность по страховым взносам».
В конце списка
Все бы ничего, но порадоваться за арбитражные успехи в спорах «Амура» с налоговыми органами и Пенсионным фондом РФ мешает одно хитрое обстоятельство, которое кроется в другом судебном разбирательстве, успеха в котором так жаждет «Русская Платина». Как несложно догадаться, разбирательство связано с лицензией на месторождение «Норильск-1», где «Амур» высказывал намерение оспорить действия Роснедр и Минприроды, не подготовивших материалы для утверждения результатов конкурса и выдачи «Амуру» соответствующей лицензии.
В этом случае по всей логике перед столичным арбитражем должен бы предстать совсем иной «Амур» – бодрый от финансовых успехов и готовый инвестировать огромные суммы здесь и сейчас. Однако тут «Русская Платина» и ее артель сильно рискуют, ибо многие следившие за региональными спорами «Амура» с налоговой службой и Пенсионным фондом могут увидеть «две большие разницы» в аргументации одного и того же хозяйствующего субъекта. Это заставляет еще больше сомневаться в потенциале предприятий холдинга, который в зависимости от обстоятельств подается с разницей до прямо противоположного.
Мало того, «новый промышленный гигант», под которым, согласно публикациям в прессе, подразумевается «Русская Платина» – та самая, что обещает развернуть в Красноярском крае «производство металлов платиновой группы, оснащенное самыми передовыми технологиями», – очутился в аутсайдерах «Комплексного рейтинга фундаментальной эффективности компаний и предприятий России за 2011 год».
Рейтинг, кто не знает, был опубликован в конце октября агентством «Интерфакс-ЭРА». Он отражает продвинутость компаний и предприятий по ряду основных критериев: «по способности выполнять свою работу с меньшим воздействием на среду; по количеству продукции, произведенной на каждую единицу затраченной энергии и природных ресурсов; по положительной динамике эффективности начиная с 2005 года; по степени прозрачности работы для общества». Так вот, по совокупности заявленных показателей «Артель «Амур» оказалась… практически в конце списка – на 3354-м месте из 3851. При этом технологическая эффективность предприятия была оценена экспертами всего в 10,9% при среднем по экономике – 100%. По этому показателю предприятие оказалось на 286-м месте среди 294 предприятий отрасли – тоже практически в самом хвосте.
Конечно, любой рейтинг во многом условен, однако не принимать во внимание оценки со стороны – для любого бизнеса риск не менее серьезный, чем громкие заявления, не подкрепленные реальным потенциалом.
Читайте также