Почему миром правят троечники?
Почему порой люди с красными дипломами занимают самые низкие должности, а те, кто плохо учился в школе, ворочают миллионами? Не обязательно быть отличником, чтобы получить от жизни все
Образование играет в жизни важную роль. Но почему порой люди с красными дипломами занимают самые низкие должности, а те, кто плохо учился в школе, ворочают миллионами? Как оказалось, наш успех мало зависит от оценок. Не обязательно быть отличником, чтобы получить от жизни все.
Известный психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова считает, что неоконченное образование крест на жизни не ставит и стать успешным можно, даже будучи двоечником.
– У нас отношение к недоучкам однобокое. Принято считать, что они люди глупые и ленивые. «Не закончишь школу – дворником работать будешь», – так раньше говорили.
Все почему-то забывают, что не обязательно быть ленивым, чтобы уйти из давящих обстоятельств.
Посадили человека не за ту парту, попалась плохая учительница, дома была обстановка, не позволяющая заниматься, одноклассники гнобили – человек взял и ушел оттуда, где ему плохо.
Да, он мог пойти работать дворником, а мог, как Билл Гейтс, которого отчислили из университета, создать компанию Microsoft и стать одним из самых богатых на планете людей.
Комплекс отличника
Наш интеллект – это не просто общее слово, которое определяет, умные мы или нет. Интеллект – это совокупность разных способностей, он делится на академический и социальный – эмоциональный интеллект.
Люди с академическим интеллектом хорошо учатся, получают самые высокие оценки, они успешны во всем, пока не сталкиваются с препятствием.
Постоянная похвала за «пятерку» развивает у них комплекс отличника. Такой человек уверен, что он лучший во всем, и, когда ему вдруг в другом месте ставят на балл ниже, кто-то его обходит, он ретируется от борьбы, предпочитая сохранить свой авторитет хотя бы в собственных глазах.
Столкнувшись с неудачей, такие люди не идут дальше, потому что та самая похвала им мешает. Знаний у них много, но если не развит эмоциональный интеллект, то сумма знаний ничего не решает.
Эмоциональный интеллект
Бывает, что человек не может правильно посчитать, сколько он должен заплатить за товар в магазине, блеснуть знанием классической литературы, но при этом он может найти выход из любой ситуации, с кем угодно договориться.
Да, он не силен в академических знаниях, зато в обществе и житейской жизни чувствует себя как рыба в воде. Эта способность чувствовать людей, вникать в ситуацию и есть эмоциональный интеллект, за счет которого люди становятся успешными независимо от количества дипломов.
Меньше знаешь – больше рискуешь
«Академики» часто учатся с усердием, а поступая на работу, в новый коллектив, не могут пробиться к высокой должности, потому что владеют только знаниями, необходимыми для выполнения заданий, а не для оценки ситуации. Они попросту не могут договориться!
А «эмоционалы», напротив, мало знают и потому больше рискуют. Они способны перевернуть свою жизнь с ног на голову.
Они ориентируются не на набор прочитанных книг, а на свою интуицию, понимают конкуренцию, понимают, как обойти других людей.
При академическом интеллекте у вас есть преимущество в знаниях, но если эмоциональный интеллект совсем не развит и проблемы, не вписывающиеся в рамки учебников, ставят вас в ступор, еще один диплом вам не помощник.
Чтобы добиться успеха, вам нужно учиться жизни, а не ее писаным правилам.
Если вы, наоборот, «эмоционал», то вы привыкли к тому, что вас ругают, привыкли к трудностям и способны не отступать, действовать вопреки препятствиям. Вы покорите вершины и без чемодана книжек, просто возьмете харизмой, а потом, если будет желание, пойдете в любой вуз, отучитесь и получите диплом просто для себя.
Алеся Гордиенко