Соловкам дадут статус

На Соловках уже не первый год бодаются музейные работники, РПЦ и местные органы власти. На днях прошло совещание с участием первых лиц страны и РПЦ, на котором решили: разработать трехстороннее соглашение и найти наконец приемлемый для всех статус монастыря

На Соловках уже не первый год бодаются музейные работники, РПЦ и местные органы власти. На днях прошло совещание с участием первых лиц страны и РПЦ, на котором решили: разработать трехстороннее соглашение и найти наконец приемлемый для всех статус монастыря.

О том, что с Соловками надо что-то решать, известно давно. Попытки найти баланс между жителями, музеем и церковью на архипелаге идут без малого 10 лет. Пока перевес на стороне РПЦ.

Местные власти прежде всего хотят, чтобы музей и церковь поделились доходами от туризма.

– Внебюджетный доход федерального музея – в пределах 25–29 млн рублей за сезон, – прикидывает Олег Колода, сотрудник муниципального образования "Сельское поседление Соловецкое". – Федеральный музей, по сути, ничего не платит в бюджет муниципалитета – только процент от НДФЛ. Доход монастыря вообще является тайной.

Нагрузка от туристов на инфраструктуру поселка огромная (больше 50 тыс. человек в год), а зарабатывают на этом монастырь и музей. Доходная часть бюджета муниципалитета – всего 2,6 млн руб. Этот дисбаланс мы и хотим устранить.

Любопытно, что с ноября 2007 года должность директора федерального музея-заповедника принадлежит архимандриту Порфирию, который, собственно, является и настоятелем монастыря.

Как светское учреждение культуры федерального подчинения (с 1992 года – в списке ЮНЕСКО и с того же времени включено в Российский государственный свод особо ценных объектов культуры), на содержание которого выделяются деньги из госбюджета, может управляться священником, честно говоря, не совсем понятно: церковь по Конституции отделена от государства. Непонятна и бухгалтерия музея: в таком дуумвирате неизбежно переплетение хозяйственно-бюджетных вопросов (монастырь и музей – во многом едины по объектам, большинство из которых переданы РПЦ).

Хорошо, если стороны найдут консенсус. Но подобные соглашения были уже достигнуты, напоминают эксперты, причем не раз. Последнее, самое громкое, было достигнуто (и подписано) в 2005-м. Три заинтересованные стороны тогда заключили соглашение о совместном сохранении исторического наследия. А в 2007-м вопреки ему правительство приняло решение все памятники на архипелаге передать РПЦ. Тогдашний директор музея узнал об этом последним…

Передаче предшествовало «бодание» (переросшее в громкий конфликт) между тогдашними руководителями Минкульта – Михаилом Швыдким и Александром Авдеевым.

Первый был противником передачи, второй оказался ее сторонником…

Читайте также

Николай Сванидзе: РПЦ занимается агрессивным мракобесием!

Зачем церковь лезет в политику?

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика