Учителя вне закона

Чистка кадров в российских школах с целью выявить педагогов-педофилов дошла до абсурда. Волна массовых «увольнений за статью» коснулась не только учителей, но и обслуживающего персонала школ, детсадов и даже медработников...

Чистка кадров в российских школах с целью выявить педагогов-педофилов дошла до абсурда: увольняют всех, кто имел какую-либо судимость, даже погашенную. В одном только Красноярском крае рабочих мест уже лишились 300 человек. 

От звания к увольнению

Так, 62-летнего заслуженного учителя физкультуры уволили из школы, которую он же и создал, потому что 20 лет назад он был осужден «за оскорбление» девушки.

В 1977 году Константин Щербина основал с нуля спортивную школу в райцентре Краснотуранск Красноярского края. Первое время ютился с учениками в подвалах домов – чиновники не давали здания. Педагог искал спонсоров, тренеров, сам делал чертежи будущей школы…

– В поселке была только музыкальная школа, – говорит сам Щербина. – Но музыкой занимаются десятки, а с мячом все бегают.

Краснотуранская ДЮСШ с тех пор воспитала 20 мастеров спорта и 25 кандидатов в мастера по лыжным гонкам. Имя Щербины внесено в энциклопедию «Красноярский спорт от А до Я». У него несколько десятков грамот и наград за развитие физкультуры и спорта. В июне 2012-го указом президента ему присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры РФ». Одновременно с этим Щербина получил известие об увольнении… 

Неприятная история случилась с ним 20 лет назад. Щербина подъезжал к своей школе, на дороге стояли девушки. Он попросил отойти, но одна стала препираться. Педагог не сдержался и обругал ее. Девушка оказалась знакомой начальника местной милиции, дело довели до суда… Щербина получил «за оскорбление» полгода исправительных работ. В 1994-м судимость была полностью погашена.

В районном управлении образования помочь не могут: согласно новым поправкам в Трудовой кодекс (ТК), необходимо уволить всех, кто имел судимость или подвергался уголовному преследованию. Пока приказ о расторжении договора с Щербиной не подписан. Сам педагог находится под наблюдением врачей: из-за нервов обострились хронические заболевания.

Под одну гребенку

Новое положение в ТК РФ появилось год назад. Дмитрий Медведев, еще будучи президентом, в 2009 году поручил внести в закон изменения, запрещающие работу с детьми лицам, судимым или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, то есть педофилам. Но после работы над этим проектом депутатов Госдумы суть его сильно изменилась…

– Поправки в ТК говорят о том, что решение суда не нужно, для увольнения достаточно факта возбужденного когда-то уголовного дела, – рассказывает «Собеседнику» омбудсмен в Красноярском крае Марк Денисов. – То есть нарушается Конституция, где сказано, что только суд определяет виновность человека. В итоге к нам сейчас обращаются много людей, которые не были осуждены, их дела были закрыты (иногда в связи с невиновностью), но сегодня их увольняют.

По словам омбудсмена, «увольнительные» статьи должны быть заужены: нельзя допускать к детям только тех, кто был осужден за преступления на сексуальной почве, умышленное убийство, нанесение тяжких повреждений и продажу наркотиков.

Еще в мае, выступая в Заксобрании, Денисов объяснял чиновникам, как поправки аукнутся. В итоге сегодня в Красноярском крае уволили 300 человек.

– Прокуратура отчиталась: выявили 6 человек, осужденных ранее за тяжкие преступления, – продолжает Денисов. – А остальные 294 человека за что пострадали? У меня на руках 22 дела. Люди, которых решили наказать дважды, просят помощи. Увольнения коснулись школ в маленьких таежных поселках. Куда им теперь идти? Кто придет на их места?

Утерянное дело

В поселках увольнения в основном коснулись педагогов-мужчин. 38-летний Евгений Долгов проработал 10 лет тренером по лыжным гонкам в Богучанской ДЮСШ. Его воспитанники – члены сборной Красноярского края, участники всероссийских соревнований. Жена Наталья и дочери-двойняшки тоже спортсменки.

– В 2006 и 2010 годах в краевых соревнованиях «Олимпийская зима Красноярья» их семья заняла 1-е место среди спортсменов сельских районов, – рассказывает ученик тренера. – Евгений влюблен в свою работу.

Недавно Долгов с удивлением узнал: оказывается, больше десяти лет назад на него заводилось уголовное дело. И за это его сегодня могут уволить.

– Дело потом закрыли, тоже без моего ведома, – рассказывает мне Евгений Викторович. – Это было в 1998 году, я тогда еще не работал тренером. Была драка у кафе, друг поссорился с кем-то, я в этом особо и не участвовал… Милиция один раз вызывала нас на допрос, потом отпустила. Срока не давали, штрафа не выписывали, судимости нет…

Парадокс в том, что сегодня дело Долгова не могут найти ни в суде, ни в полиции, ни в краевом архиве. Районный судья принял сторону учителя (мол, если дело утеряно, о чем разговор?), но прокуратура не успокоилась и обратилась в краевой суд. В конце сентября будет еще одно слушание, на котором и решится судьба педагога.

Богучанская ДЮСШ может вообще закрыться: по тем же причинам к увольнению представлен тренер по борьбе, уже уволен футбольный тренер… А если хоть один предмет не преподается, школа по закону не получает аккредитацию.

И.о. начальника управления образования администрации Богучанского района Анна Мазницина сокрушается: приходится увольнять педагогов с многолетним стажем, которые своим трудом доказали, что достойны работать с детьми. Но против закона не попрешь.

Не псих? Докажи!

Волна массовых «увольнений за статью» коснулась не только учителей, но и обслуживающего персонала школ, детсадов и даже медработников.

– Насколько мне известно, порядка 30 врачей-педиатров уже уволены, – говорит омбудсмен Денисов. – Кажется, дальше пойдут работники культуры…

Людмила Гречина, работавшая в школе техничкой, 6 лет назад была осуждена за изготовление и продажу самогона. Говорит, пошла на это, потому что тогда не было ни работы, ни денег, а четверых детей надо было кормить. Правда, «самогонщицей» женщина пробыла всего неделю – участковый пресек. Дали год условно, потом судимость сняли. Она устроилась в школу, но недавно за тот давний самогон ее уволили.

Есть проблемы и в вузах: с прошлого года преподаватели, ассистенты, а также дворники и технички должны приносить справки о чистоте перед законом и вменяемости. Седовласые профессора, отдавшие всю жизнь науке, часами простаивали в очередях в отделы УВД и к психиатрам.

– Во всех законодательствах мира написано: человек не должен доказывать свою невиновность, – объясняет Денисов. – Если есть сомнения, пусть государство проверит его. Есть кадровые службы и службы безопасности.

Минобразование уверяет: никаких справок об отсутствии судимости у преподавателей оно не требует: проверкой занимаются кадровая служба учебного заведения и полиция. Но слова с делом, как видим, расходятся.

В Генпрокуратуре пока нет статистики, сколько преподавателей, имевших судимости, уволены из школ по требованию прокуроров. Профсоюзы о цифрах тоже молчат. По мнению вице-спикера Заксобрания Красноярского края Алексея Клешко, запрет насчет судимых – просто перестраховка от возможных проблем…

Мнение

Ученики Макаренко не могли бы работать педагогами…

Ситуация классическая. Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей хотел как лучше, а получилось… как часто бывает. Нормальную идею борьбы с педофилией и потенциальными преступниками в образовании довели до абсурда. Такими темпами мы в скором времени можем лишиться хороших учителей и преподавателей. 

К слову, при таком законодательстве, как сейчас, ученики Макаренко никогда не могли бы работать педагогами. Мы уже подготовили законопроект, чтобы ограничить те виды преступлений, после которых нельзя работать в школе: тяжкие, особо тяжкие и преступления, связанные с насилием. Закон, несомненно, нужно сузить.

Олег Смолин, первый зампред комитета ГД по образованию

Читайте также В Ростове-на-Дону начался суд над завучем, продававшей школьниц в секс-рабство

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика