Война против здоровья

В ярославском Рыбинске – скандал вокруг туберкулезной больницы: против ее переноса из престижного центра на окраину протестуют жители этой самой окраины. Они считают, что их права ущемляют в интересах богатых, и сдаваться не собираются

В ярославском Рыбинске – скандал вокруг туберкулезной больницы: против ее переноса из престижного центра на окраину протестуют жители этой самой окраины. Они считают, что их права ущемляют в интересах богатых, и сдаваться не собираются.

В Ярославле не мешает, в Рыбинске – еще как

Улица Луначарского, на которой стоит Рыбинский противотуберкулезный диспансер, – самый центр города. От посторонних глаз его облупившееся здание деликатно закрывают забор и деревья. В 10 метрах от больницы – коттеджи: на балконах – цветы, у подъездов – иномарки. Через дорогу гостеприимно распахнул двери современный отель с рестораном, сауной и высокими ценами. За коттеджами и отелем – плотное кольцо многоэтажек.

Видеть тубдиспансер в центре города и в тесном окружении домов странно. По санитарным нормам стационары такого профиля и жилую застройку должно разделять минимум 100 метров. Год назад управление Роспотребнадзора по Ярославской области и городская прокуратура провели в больнице проверку и выявили многочисленные нарушения, что в общем-то неудивительно. Удивительно другое: после этого прокуратура обратилась в суд с иском в защиту интересов «неопределенного круга лиц». Рыбинский суд обязал департамент здравоохранения Ярославской области, на чьем балансе «висит» лечебное учреждение, найти ему более подходящее место.

Все это не вызывало бы вопросов, если бы не тот факт, что тубдиспансер стоит в центре Рыбинска уже двадцать лет. И до прошлого года совершенно никому не мешал – по крайней мере, «неопределенный круг лиц» никуда не жаловался и защиты не просил. Много лет вопреки санитарным нормам вокруг инфекционного учреждения росли жилые дома, в них продавались и покупались квартиры. В Роспотребнадзоре прояснить это обстоятельство отказались, послали за разъяснениями в областной департамент здравоохранения. Там послали тоже – обратно в Роспотребнадзор.

– Наша структура за это не отвечает, – сообщил зам. директора департамента Сергей Луганский. – В Ярославле диспансер тоже стоит в центре города, к нему у Роспотребнадзора претензий нет.

В Рыбинске, выходит, есть. Обитатели домов, соседствующих, как тут говорят, с «тубиком», решению убрать его с улицы Луначарского обрадовались. Чего не скажешь о жителях микрорайона Волжский, куда собираются переселить туберкулезников. Окончательное решение власти еще не приняли – жители микрорайона (там живут 22 тысячи человек) узнали нерадостную весть по сарафанному радио, и чиновникам в конце концов пришлось ее подтвердить. Теперь в Волжском митингуют и пишут письма Путину и Рошалю.

– Мы не против, чтобы диспансер убрали из центра, – соглашается Лариса Андреева, представитель инициативной группы жителей. – Но хотим, чтобы соблюдались не только интересы элиты, но и наши. У них больше возможностей. Но почему проблема решается за наш счет?

Будут ездить и кашлять

Микрорайон Волжский – окраина города, от остального Рыбинска его отделяет широкая лента Волги, а теперь еще и «туберкулезный» вопрос.

– Нас превращают в городскую помойку! – возмущается Мария Мейнгауз, член местного совета ветеранов. – Тут и так две исправительные колонии, психиатрическая больница, пять промышленных предприятий, из-за которых онкология.

– Дорога в микрорайон одна – через мост, по ней ходят всего два автобуса, – озвучивает страхи соседей пенсионер Михаил Рязанцев. – Диспансеры не тюрьма, замок на них не повесишь. Больные будут вместе с нами ездить и кашлять. И плевать они будут не в баночки, как положено, а прямо под ноги.

Девятиэтажный дом Рязанцева ближе других расположен к будущему «очагу инфекции», а пока – зданию городской больницы №3, которую хотят переоборудовать под тубдиспансер. На глаз – метров триста. Как ни крути, норма соблюдается, в суд по этому поводу не пойдешь.

Однако в Волжском считают, что дело не только в метрах. По словам сотрудников горбольницы, за 40 лет здание не видело ни одного капремонта и по санитарным нормам устраивать в нем тубдиспансер никак нельзя. К тому же оно стоит на возвышенности, талые воды вместе с палочкой Коха будут стекать вниз, к стоящему рядом училищу.

– А у нас учатся студенты из неблагополучных семей, – говорит директор училища Геннадий Горбунов. – У них сниженный иммунитет, то есть это группа риска.

Жители второго сорта

В то время как жителей окраины трясет от грядущего соседства, у обитателей центра, напротив, двойной повод радоваться. Власти обещали здание больницы снести совсем и разбить на этом месте парк. «С дорожками и лебедями, – саркастически комментируют в Волжском. – Они же у нас элита».

Коттеджи и квартиры в новых домах в центре действительно немногим по карману. По словам местных риелторов, квадратный метр там минимум в два раза дороже, чем в других районах. На вопрос, как вокруг туберкулезной больницы возникла такая плотная застройка, продавцы недвижимости улыбаются и разводят руками. Может, раньше санитарные нормы были мягче?

– Жестче, – говорит Людмила Филиппова, пресс-секретарь главы Рыбинска Юрия Ласточкина. – Но на это не обращали внимания. Много лет назад рядом с диспансером был детсад, я в него ребенка водила. Никто из родителей не возмущался.

Чиновники от медицины уже выезжали в Волжский с лекциями о туберкулезе и о том, что боятся жители напрасно. Но тем все равно страшно. И обидно – их заставили чувствовать себя людьми второго сорта. Власти в тупике: оставить тубдиспансер в центре Рыбинска нельзя – есть судебное решение, новое здание построить невозможно – нет денег, а закроешь его совсем – больные в Ярославль лечиться не поедут, будут заражать других. Эта ситуация – яркая картинка нашей сегодняшней жизни: есть те, у кого «возможности», и те, кто в «помойке». И еще власть, которая в вечном тупике.

Два мнения

– Страхи вокруг больных туберкулезом идут из далекого прошлого, когда была высокая смертность, – убеждает Сергей Андреев, главный врач переезжающего тубдиспансера. – Чтобы заразиться, нужно долго жить с переносчиком инфекции в одном помещении, иметь ослабленный иммунитет и генетическую предрасположенность. Только когда эти три фактора сходятся, существует риск.

А вот в ЦНИИ туберкулеза РАМН убеждены, что правило трех факторов работает не всегда.

– В тубдиспансере должна быть хорошая вентиляция, система обезвреживания инфекции, больные с устойчивыми формами должны быть изолированы в отдельном помещении, – говорит Эльвира Путова, ведущий научный сотрудник института. – Если он переедет в «курятник», ничего хорошего в этом нет.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика