Правда о PRавославных активистах

Они организуют патрули для защиты от «поругания», срывают рубахи с «кощунников» и грозят кирпичом эротическому музею. Дело Pussy Riot породило настоящее процерковное ополчение «православных активистов». Кто эти люди, насколько тесно они связаны друг с другом и РПЦ?

Фото: Сергей Чернов / Russian Look

Они организуют патрули для защиты от «поругания», срывают рубахи с «кощунников» и грозят кирпичом эротическому музею. Дело Pussy Riot породило настоящее процерковное ополчение «православных активистов». Кто эти люди, насколько тесно они связаны друг с другом и РПЦ – выяснял «Собеседник».

Миссионер от хиппи

– Мы проповедовали в омоновском автозаке, набитом революционерами, в автобусе, полном гомосексуалистов.

Так мне рассказывает Дмитрий «Энтео» Цорионов, автор последних выходок «в защиту церкви». Он один из тех, кто на днях заставлял «кощунника» снять футболку с Богородицей в балаклаве, кто являлся незваным гостем на спектакль по Pussy Riot и даже в музей эро­тики.

Сам Цорионов – миссионер, закончил специальные курсы «уличных проповедников», открытые отцом Даниилом Сысоевым (священник был убит в 2009-м, по основной версии – за резкие высказывания об исламе).

– Сейчас важное для нас направление – работа с либеральной общественностью, – говорит Дмитрий. – Под стенами суда мы говорили сторонникам Pussy Riot о Боге, одну активистку чуть не склонили к покаянию прямо на месте.

Дмитрий и сам – раскаявшийся. В прошлом – «индуист, буддист и наркоман». Такой компромат сразу после инцидента с футболками опубликовали на него блоггеры. Но Дима от своего прошлого и не открещивается:

– У нас была большая тусовка хиппи, но почти все потом пришли к Богу, – уверяет он. – Разными путями. Один после обряда языческого посвящения начал видеть чертей в выключенном телевизоре. Потом стал ходить в церковь.

Сам Дима тоже пришел к вере, как он выражается, «мистическим образом». В армии.

Патруль от поругания

А вот инициатор «православного патруля» Иван Отраковский – сам потомственный военный. Закончил военно-морское училище, служил в Чечне. После армии занялся бизнесом.

– У меня была своя компания, я занимался и черным металлом, и нанотехнологиями, – говорит 37-летний Иван. – Но как-то ехал ночью в метро. И там откуда-то взялся батюшка в вагоне и говорит: «Тебе нужно в храм, в тебе много агрессии». На следующий день я пошел в церковь.

А года два назад Иван оставил бизнес и начал создавать свое движение «Святая Русь». Сейчас в нем около сотни активистов.

– Это люди разных возрастов и профессий, главное, чтобы они были крещеными, – рассказывает Иван. – Три раза в неделю мы занимаемся спортом, по субботам выезжаем в лес на тренировки с оружием. Наша главная задача – чтобы воцерковленных людей было не миллион, а все 100 миллионов.

Но пока до достижения мегазадачи еще далеко, Иван со товарищи решили хотя бы охранять храмы от возможного поругания.

– У нас семь мобильных бригад по пять человек в каждой и пять пеших патрулей, – говорит Иван. – Мы произвольно выбираем пару районов для дежурств. Понимаем, что всю Москву и область, конечно, не охватим.

Силовая поддержка

Тема православных дружин поднималась задолго до истории с Pussy Riot. В 2008-м идею подал протоиерей Всеволод Чаплин. Но тогда все ограничилось недолгой шумихой в СМИ. Коллеги из православных организаций полагают, что та же история выйдет и с нынешней инициативой «Святой Руси». Хотя, может, они просто ревнуют, что сами не успели с ней выступить.

– Мы не знаем ничего об их движении, – говорит сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин. – Но еще на своем июльском митинге мы постановили учредить координационный центр по защите церкви от нападок. Задача – собрать представителей СМИ, юристов и группу православных мирян, которые будут не просто патрулировать все подряд, а обеспечивать порядок во время молебнов, крестных ходов.

Тем более что аналогичный опыт у НС уже есть. В апреле они не дали сторонникам Pussy Riot провести еще один «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Тогда ХХС был буквально оцеплен внутри и снаружи мускулистыми парнями.

– По согласованию с полицией в храме дежурило более 50 наших ребят, – говорит Кассин. – Это представители спортивных, ветеранских организаций, которые с нами сотрудничают, участники военно-патриотических клубов.
Но откуда взялись такие обширные связи? Дело в том, что до появления «Народного Собора» семь лет назад многие его активисты и основатели состояли в ультраправых объединениях, начиная с РНЕ.

– Просто к началу 2000-х многие поняли, что национализм неприемлем для нашей власти, – говорит политолог Алексей Макаркин. – Вместо того чтобы ходить со свастикой и нарываться на проблемы, лучше «прислониться» к церкви. Во многих таких организациях национализм и православие до сих пор совместимы.

И подобные связи подпитывают православных крепкими кадрами. Даже миссионер Энтео признал, что на акции, где требуется силовая поддержка, приглашает спортивных фанатов.

Защитный круг

Моральная поддержка духовенства у активистов тоже имеется – так утверждают и они сами.

– Хотя поддерживают их в разной степени, – уточняет Макаркин. – Есть, например, Кирилл Фролов, который давно и близко работает со структурами патриархата. Есть круг убитого Даниила Сысоева, о котором вообще-то в РПЦ очень разные мнения.

Но теперь, похоже, церковь решила объединить и ближних, и дальних. На днях синодальный отдел Патриархии выступил с инициативой создания Всероссийской ассоциации молодежных православных организаций. В Интернете тут же началась паника, мол, церковь собирает «воинство». Но выходцы из самой среды сомневаются, что православных удастся сплотить.

– Движения слишком разнородны, – говорит один из бывших православных активистов. – Серьезные организации вроде НС недолюбливают «выпендрежников» вроде Энтео или эпатажных «хоругвеносцев». Очень ревнуют к ТВ-камерам Фролова, который выступает главным спикером даже на чужих мероприятиях. Активисты слишком конкурируют за внимание СМИ и церкви. Многие надеются с помощью одобрения церковной власти дорваться до светской.

Потребности в продвижении тут сходятся у обеих сторон.

– Церковь проиграла информационную войну по Pussy Riot, – говорит Олег Кассин, рассказывая о будущих планах «по защите духовных ценностей».

– Мы молились, чтобы Господь помог нам использовать СМИ для пиара, – уверяет Дима Цорионов.

Станет процерковный пиар системным или нет, мы в любом случае еще немало услышим о православных общественниках.

Между тем

Убийство двух женщин в Казани прогремело на всю страну из-за надписи Free Pussy Riot, сделанной кровью жертв на стене. Представители православной общественности тут же бросились обвинять в преступлении сторонников осужденной группы. Тем более что до этого протоиерей Всеволод Чаплин уже практически предсказал возможность таких зверств.

– Люди, которые сегодня спиливают кресты, в дальнейшем могут дойти до насилия и убийства, – заявил он за 4 дня до события.

Органы поспешили пресечь провокационные домыслы – по горячим следам задержали подозреваемого. Это 38-летний преподаватель одного из местных вузов, убийство он совершил по личным мотивам. А надпись, по собственному признанию, сделал для отвода глаз.

Однако некоторые блоггеры утверждают, что надпись была сделана уже после преступления. Сторонники Pussy Riot считают ее появление провокацией со стороны властей и православных активистов.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика