России угрожают новые эпидемии сибирской язвы
Вспышка сибирской язвы в Алтайском крае заставляет задуматься о том, что у санитарных служб все же есть проблемы поважнее, чем борьба с комарами и грузинским вином. Например, контроль за вакцинацией животных
Вспышка сибирской язвы в Алтайском крае заставляет задуматься о том, что у санитарных служб все же есть проблемы поважнее, чем борьба с комарами и грузинским вином. Например, контроль за вакцинацией животных.
Хотя главный санитарный врач России Геннадий Онищенко видит причину случившегося в другом – в «неподконтрольных» скотомогильниках. Сибирская язва опасна тем, что ее споры в почве могут сохраняться десятки, а по некоторым данным, сотни лет. Именно поэтому там, где есть домашний скот (болеют сибирской язвой не только коровы, но и лошади, овцы, свиньи, олени), должны быть и скотомогильники – огороженные, обведенные рвом, обозначенные предупреждающими табличками и занесенные в специальный кадастр. Однако в окрестностях алтайского села Дружба, где зафиксирована вспышка сибирской язвы, ветврачи таковых не нашли.
Случись такое в другом месте, ситуация с большой долей вероятности повторилась бы. Деревни вымирают, архивы теряются, о старых могильниках забывают, а потом у пустующих земель появляются новые хозяева, которые распахивают их под поля или используют под застройку. Но дело, по мнению экспертов, не только и не столько в этом, сколько в извечной нашей надежде на авось.
Вспышка в Алтайском крае тоже не случилась бы, если бы частный скот был привит от сибирской язвы, как это предписано санитарными нормами. Тем более что ветеринары делают это бесплатно – за госсчет.
В том, что в наше время где-то «просыпается» сибирская язва, ничего особенно странного или страшного эксперты не видят. Тот же Алтай, например, входит в зону устойчивого проявления сибирской язвы, кроме него – еще два десятка регионов (Брянская, Орловская, Тамбовская области, Ставрополье, Дагестан и т.д.), где природные условия, особенно с апреля по сентябрь, благоприятны для возбудителя этой болезни. Европа вообще самая неблагополучная зона по сибирской язве – например только с 1975 по 1990 год там было зарегистрировано больше 39 тысяч вспышек!
– Сибирская язва есть во всем мире, и везде возникают вспышки, – подтверждает доктор ветеринарных наук Николай Шкиль, зам. директора по науке Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока. – У нас ситуация под контролем. Если бы животных вовремя привили, они бы не заболели.
Наша справка
Сибирская язва – заболевание животных и человека, которое в России включено в список особо опасных инфекций наряду с чумой, холерой, туляремией и др. Есть несколько форм болезни, которые отличаются у разных видов животных, поэтому поставить диагноз порой бывает сложно. Так, при молниеносном течении (чаще встречается у коров и лошадей) животное умирает раньше, чем появляются явные признаки болезни. Человек, как правило, заражается при забое и разделке скота, травмируя руки. Чаще всего сибирская язва проявляется у людей высокой температурой и язвами на коже (карбункулами). Если вовремя обратиться к врачам, болезнь успешно лечится.