Сказы Павла Бажова - перелом в его трагической биографии
Если в девятнадцатом столетии статус главного сказочника страны был за Пушкиным, то в веке двадцатом эти лавры перешли к Павлу Бажову. Cудьба его полна мистики...
Если в девятнадцатом столетии статус главного сказочника страны был за Пушкиным, то в веке двадцатом эти лавры перешли к Павлу Бажову. Кто не знает его знаменитые сказки, или, как он сам их называл, сказы, «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»… Cудьба его полна мистики. Родившись в семье рабочих на Урале, он был ярым революционером и одновременно ревнителем народной культуры, которой посвятил свою жизнь.
Все, о чем Павел Бажов уже в зрелом возрасте написал в своих сказах, окружало его с детства. Его отец работал на заводе, мать была мастерицей по кружевам. Впервые о хозяйке Медной горы и каменном цветке маленький Павел услышал от дедушки Слышко, который реально существовал. После школы ребята спешили к старику, который рассказывал им о чудесных превращениях, несметных сокровищах и сказочных зверях.
Закончив школу, Паша отправился в Екатеринбургское духовное училище, а потом в Пермь, в семинарию, из которой выпустился учителем. Будучи человеком образованным, он не переставал собирать сказки и подрабатывал журналистикой, делая очерки для местных газет. Вскоре он женился на своей…ученице, родившей ему четверых детей.
Пролетарий по крови, Бажов не мог быть в стороне от революционного движения – эти идеи поглотили его с головой.
Весной 1918 года он вместе с семьей отправился в Усть-Каменогорск под видом страхового агента. Его главной задачей было координировать деятельность подпольщиков – до этих мест еще не дошла советская власть. В какой-то момент увлеченность Бажова чуть не погубила всю его семью.
– Отец попал в плен к белым, а мама в это время находилась в отчаянном положении, она была беременна, все в городе знали, что она – жена большевика, – вспоминает дочь Бажова Ариадна.
Умирая от волнения за семью, Бажов чудом вырвался из тюрьмы и, ни о чем не думая, в легком пальто пошел домой – зимой, в сорокаградусный мороз. Добравшись до дома, он нашел там больную жену и мертвого новорожденного ребенка. В эту ночь у обоих супругов появились седые волосы… Больному, ему снова пришлось скрываться. Однажды в дороге, сильно простудившись, он почувствовал, что умирает. И попросил товарищей: «Отнесите меня в лес и положите на землю!» Через сутки друзья нашли Павла Петровича совершенно здоровым – ему помогла уральская природа.
Когда город заняли отряды Красной армии, он встал во главе ревкома и параллельно начал выпускать пролетарскую газету. Однако болячки, заработанные им во время Гражданской войны, давали о себе знать. Постепенно Бажов начал отходить от первых ролей, а потом вообще слег. По специальному распоряжению будущий писатель был с почетом отправлен на родину, в Камышлов. Теперь, когда политическая борьба закончилась, он наконец-то смог заняться творчеством. В 1924 году у него вышла первая книжка – «Уральские были», которая стала крайне популярной среди местной публики. Воодушевившись успехом, он стал писать статьи и рассказы по истории Урала.
Уже будучи известным писателем и журналистом, он взялся за написание документальной книги «Формирование на ходу».
По сути, он просто записывал воспоминания бойцов Красной армии, но, когда тираж вышел из типографии, в несчастного сказочника полетели камни. Он был исключен из партии и вскоре вызван на допрос. Бажов собрал «тревожный чемоданчик» и попрощался с семьей, уверенный, что домой ему не вернуться. Но через день он пришел, объяснив, что долго сидел в коридоре, но его так и не вызвали.
– Оказалось, что следователя, который вел дело, в тот же день арестовали, – вспоминает дочь. – И про отца просто забыли. Это была невероятная удача!
В этот же период семью постигло еще одно горе. Любимый сын писателя, Алексей, нелепо погиб… Это был такой удар, что Бажов несколько дней не мог ни с кем разговаривать.
– Алеша умер страшной смертью, – вспоминает Ариадна. – Он сдавал экзамены на сварщика, и ему почему-то дали варить бочку из-под пороха. Видимо, не случайно… Так нам никто и не объяснил, почему все это произошло.
По всей видимости, у Бажова были враги, о которых он не знал. Параллельно писатель остался без работы, и вся семья почти год сидела на голодном пайке. Тогда-то, чтобы отвлечься от этой трагедии, Павел начал писать сказы, которые, по сути, были продолжением его первой книги. Сперва «Малахитовую шкатулку» услышали члены его семьи. Только получив одобрение своих детей, Павел Петрович решился отдать это в издательство. Первая книга вышла в 1939 году. Когда Бажову вернули партийный билет, ему было уже 60 лет. А в годы войны писателя стали издавать просто сказочно большими тиражами. Почему? Оказалось, бойцам на фронт везли книги, которые помогали отвлечься. Сказы для этого подходили как нельзя лучше. Так что к концу войны Павел Петрович был знаменит на всю страну, на него посыпались награды и подарки.
Но он принципиально не хотел переезжать в столицу, так и остался на родной уральской земле.
Последние десять лет жизни писатель буквально не щадил себя. Он был открыт для простых людей: его просили помочь с жильем, с работой, пристроить произведение молодого писателя…
– Ночью он писал, а уже с семи утра к нам начинали тянуться ходоки, просители, потому что отец был выбран депутатом, – вспоминает дочь писателя. – Нам было запрещено говорить, что он спит или не может кого-то принять. Кто бы ни пришел, он обязательно выслушивал человека.
Его сказы напечатали на многих языках мира, на Урале создали музей писателя, по его произведениям сняли фильмы.
В статье использованы фотографии из книги А. Бажовой-Гайдар «Глазами дочери»