Руины для ветеранов
Еще в январе суд обязал владельца общежитий для ветеранов горячих точек в Волгограде – Минобороны – сделать капремонт, но МО постановление суда проигнорировало. В феврале рухнуло одно из зданий. Второе разваливается на глазах...
Пойти дома в туалет и получить травму позвоночника, поскользнувшись на… льду, – обычное дело в общежитиях для ветеранов горячих точек в Волгограде. Еще в январе суд обязал владельца зданий – Минобороны – сделать капремонт, но МО постановление суда проигнорировало. В феврале рухнуло одно из зданий. Второе разваливается на глазах…
Опасно для жизни
Руины общежития – дома 7а по ул. Жолудева – словно декорации к фильму об апокалипсисе. От пятого до первого этажа обрушена угловая стена. Дом, которому больше 60 лет, давно было пора капитально ремонтировать или сносить. Госжилинспекция Волгоградской области признала здание аварийным еще в прошлом году…
– Мы «ждали» обрушения 8 лет – тогда появились первые трещины, – рассказывает бывший житель дома Александр Кобельков. – В стене была сквозная дыра на улицу размером с человека. Однажды пришла ремонтная бригада, положила на пол тротуарную плитку. Это увеличило нагрузку на здание. Еще сделали душевые, нарушив стяжку. Все время текла вода, зимой превращалась в лед. Его никто не убирал. Мылись, как в холодильнике… Дети постоянно простужались и болели.
Кобельков, ветеран боевых действий в Афганистане, прожил в таких условиях 16 лет. Его жена, 56-летняя Нина Георгиевна, два года назад получила там травму позвоночника. Пошла в туалет, поскользнулась на льду… Два месяца пролежала в больнице.
– Надо было в суд подавать на КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть), – вздыхает Кобельков. – Но что толку?
Последние годы в доме не было ни батарей, ни газовых плит, проводка давно отсырела. Бывшая жительница общежития Варвара Омельчук постоянно судилась с властями.
– Дом на балансе Минобороны, сюда селили военнослужащих волгоградских частей, – рассказывает она. – Прошлым летом я выиграла суд у КЭЧ, и мне компенсировали моральный ущерб за ненадлежащие условия жилья – 100.000 рэ. Деньги, правда, пока так и не дали…
К слову, в 2004-м суд уже обязывал хозяев общежития произвести капремонт. Но ни министерство, ни ОАО «Славянка», ответственное за управление жилищным фондом военных городков Минобороны, ремонт так и не сделали. Так вот у нас выполняют судебные решения. А буквально за неделю до обрушения Центральный районный суд Волгограда признал бездействие Минобороны незаконным, обязав до октября 2012-го провести капремонт. А теперь уже что ремонтировать?
«Вы сами отказались»
Без крыши над головой остались 145 человек. Кто-то уехал к родственникам, некоторых местные власти разместили в «Красных казармах». Каждой семье МЧС выдало по 15.000 рублей. Денег хватило лишь на машины для перевозки вещей.
Кобельков пока живет на даче. От всех предлагаемых квартир он отказался.
– Все они еще хуже общежития, – возмущается он. – Картонный новый дом для военных, где просели окна, нет ни пола, ни света, ни воды. Еще предлагали комнату в «бомжатнике».
Едем смотреть комнату по ордеру. Внутри общаги вонь и плесень. В стенах дыры, доски на полу ходят ходуном.
– Тут вообще не было ни газа, ни розеток – голые стены и горы мусора, – рассказывают жильцы, гуляющие у крыльца. – Мы вселились потому, что деваться было некуда.
Немудрено, что от такой «роскоши» Кобельков отказался. Тем самым дав чиновникам право заявлять: «Мы предлагали – вы отказались». Несколько недель ветеран обивал пороги приемных мэра, единороссов, комитета жилищной политики. Отвечали одно: «Общежитие принадлежит Минобороны, вот и идите туда». У Минобороны же своя песня: «Вы не наш. Когда уволились, должны были освободить помещение».
Похоронить дешевле
Рядом с рухнувшим общежитием есть еще одно – в доме 9а. Здания – копии друг друга. Внутри та же тротуарная плитка, картонные двери, ржавые трубы, вечно мокрые стены… Разве что угол здания цел. Пока цел – там зияет дыра.
…38-летний Алексей Гончаров с семьей живет в уцелевшем общежитии с 1993 г. Сейчас служит в спецназе УФСИН, не раз бывал в горячих точках. Алексей, жена и дети 11 и 18 лет ютятся в двух крошечных комнатах.
– В 9а живут люди, относящиеся, например, к Минюстиции или МВД, – объясняет Гончаров. – Они тоже служили, но Минобороны их «своими» не считает.
Жилье Гончаровым предлагали, но такое же, как Кобелькову: то комнату в старой общаге, то квартиру с жилой площадью 8 кв. м. Семья отказывалась. У Алексея 20 лет выслуги, он уже может встать на очередь для получения сертификата на квартиру. Но для этого потребуется уволиться со службы. Впрочем, в этой очереди до сих пор безрезультатно стоят люди, уволившиеся 6 лет назад...
По словам жильцов, местные чиновники неоднократно намекали, что ждут, когда общежитие само рухнет: тогда придется заплатить только за пострадавших и погибших. А это, как оказалось, дешевле, чем сделать капремонт.
5 тысяч за дыру
Счета по «коммуналке» жильцам между тем приходят немаленькие – от 5000 руб. Только за места общего пользования (коридор с одной лампочкой) – по 1400 руб. Жители эти деньги за свои полуразрушенные каморки платить отказываются.
Счета присылает ОАО «Славянка». При мне к жильцам приехал представитель «Славянки» – некий Дмитрий Рогатов.
Попросил всех принести документы о фактическом проживании в общежитии. И долго говорил о долгах жильцов перед компанией – аж на 3 млн рублей.
Рогатов уверяет: документы нужны, чтобы составить списки для расселения. Но тут же добавляет, что здание аварийным не признано. То есть формально причины для расселения нет.
– Им нужны наши документы, чтобы подать иски в суд за неуплату, – уверены жильцы.
Между тем, по словам старшего помощника военного прокурора Волгоградского гарнизона Александра Вашурина, они сознательно не касаются вопроса аварийности. Если здание признают аварийным, многие просто окажутся на улице. Ведь не все жильцы домов 7а и 9а действующие военнослужащие. Эти люди оказались вообще ничьи – ни муниципалитета, ни Минобороны… Вот такая своеобразная благотворительность.
Не единичный случай
По данным Минрегионразвития, 40% домов в России нуждается в капремонте. В таких домах проживает треть населения страны – почти 48 млн человек! По закону капремонт должен производиться за счет муниципалитетов или ведомств (если это ведомственное жилье). В 2007 г. был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, из федерального бюджета выделялись миллиарды на капремонты и переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Но каждый год ремонтировалось не больше 3% нуждающихся в капремонте домов… В 2011 г. фонд должен был прекратить существование, но его работу продлили до этого года.
Как и за чей счет будет проводиться капремонт в 2013 г. – сейчас решает Госдума. Главное в проекте закона – скинуться должны жители.
Прямая речь
Первый зам. главы администрации Волгограда, глава региональной организации Российский союз ветеранов Афганистана (РО РСВА) Андрей Горбанов:
– Минобороны планировало передать эти общежития в собственность муниципалитету. Но город готов их принять только после капремонта (так обязывает закон. – Ред.). Хотя после обрушения именно городские власти, а не Минобороны занялись расселением пострадавших жителей: предложили варианты, куда переехать. Подготовили список жилых помещений муниципального маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Одним из тех, кто обратился в РО РСВА, был А. Н. Кобельков. За него я ходатайствовал перед и. о. главы Волгограда Соколовым (тогда он был главой), который дал поручение оказать содействие. Кобелькову предоставили 4 варианта комнат. Он, кстати, планировал выбрать один из вариантов, сделать там ремонт и жить, пока не будет предоставлено жилье с лучшими условиями.