Кто и почему мстит Марату Гельману?
Справиться с Маратом Гельманом пытаются давно. Его уже и физически били, и устраивали погромы в выставочных залах, и «мочили» посредством ТВ. А уж обращений в суд, где Гельмана обвиняют в оскорблении религиозных чувств и разжигании межнациональной розни, не сосчитать.
На недавнем открытии выставки Icons, которое сопровождалось в Краснодаре акцией протеста, галеристу Марату Гельману плюнули в лицо. Чуть раньше депутаты Новосибирска восстали против другой выставки Гельмана – «Родина».
– Гонения осуществляются не только на Марата Гельмана, а на все современное искусство, – убежден известный искусствовед Андрей Ерофеев. – Гельман получает удары дубинками, так как находится в первом ряду. Да и мишень удобная. Можно ненавидеть его уже за то, что он еврей... Хотя Марат называет себя галеристом, он скорее куратор экспериментального искусства – радикального, острого, политического, очень часто социально ангажированного. Тумаки, которые он получает, не случайны.
Справиться с Маратом Гельманом пытаются давно. Его уже и физически били, и устраивали погромы в выставочных залах, и «мочили» посредством ТВ (программы Алексея Пушкова «Постскриптум» на ТВЦ). А уж обращений в суд, где Гельмана обвиняют в оскорблении религиозных чувств и разжигании межнациональной розни, не сосчитать. Наиболее часто эти иски исходят от верующих.
Квинтэссенция раздражения – композиция «Голубые города», на которой купола множественных храмов изображены в виде голубых клизм. Это часть выставки Марата Гельмана «Родина», показывающей «патриотические клише, за которыми пустота». Сейчас «Голубые города» – главный камень преткновения Марата Гельмана с Томском: город готов принять выставку, но без спринцовок. Гельман настаивает: или берете с клизмами, или никак.
– Гельман – человек независимый, свободный, а это многим не нравится, – считает Ерофеев. – Возражения против его выставок носят идеологический характер. Современное искусство, которое он представляет, стало модным. С модой нельзя ничего сделать, ее нельзя отменить, ее сила колоссальна. Эта мода приводит к тому, что расширяется круг людей независимых, которые не мыслят себя, свою страну отдельно от мира. Они не понимают, что такое национализм, ксенофобия. А это те ценности, которые исповедует консервативная часть общества, представленная во власти в том числе. Что настораживает больше всего в эволюции антигельмановской тенденции – в нее включаются государство и церковь. Она и раньше поддерживала мракобесов, но негласно. Теперь же церковные иерархи активно выступают против современной культуры. На мой взгляд, зря. Дело это безнадежное.