Владимир Платов: Я знаю, что Михаила Евдокимова убили

Незадолго до своей смерти друг первого российского президента Владимир Платов дал нам последнее интервью

Через пять лет после того, как не стало Бориса Ельцина, из жизни в возрасте 65 лет тихо ушел друг первого российского президента Владимир Платов. С 1995 по 2003 год Платов был губернатором Тверской области. Потом по сфабрикованному делу его посадили в тюрьму. Тоже «по-тихому». Наш корреспондент навестила отставного губернатора за несколько недель до его ухода из жизни. Видимо, это было последнее интервью Владимира Игнатьевича.

Пить и курить научил Ельцин

После выхода из тюрьмы Владимир Платов скромно жил один в небольшой квартире на окраине Владимира. Сильно болел. Молодая жена не дождалась его из тюрьмы, ушла, забрав дочь. Только маленький котенок, подброшенный кем-то из соседей, скрашивал одиночество некогда большого человека.

Мой собеседник курил одну сигарету за другой. Хотя врачи запрещали.

– Курить и выпивать, кстати, меня Ельцин научил, – поделился Владимир Игнатьевич. – Я лет до 40 вообще не употреблял ничего крепче чая. И не курил. Борис Николаевич мне говорил: «Выпей, покури – помогает от стресса».

В Тверскую область столичные чиновники приезжали на охоту и рыбалку. Ельцин любил в баньке попариться. А охоту до фанатизма обожал Виктор Черномырдин. Правда, ему не везло.

– Мелкую птицу Виктор Степанович нормально стрелял, – продолжал Владимир Игнатьевич, – а вот как доходило до крупного зверя… Идем, допустим, на кабана – егерь нам точно сказал, что в конкретном месте стадо. Звоним Черномырдину: приезжай, ждем. Он приезжает – кабанов нет. Как Черномырдина нет – и медведь тебе, и лиса тут как тут. Стоило Виктору Степановичу появиться – из всей живности только утки.

А с семьей Лужкова Платов рассорился. Старший сын экс-мэра Москвы приехал охотиться в Тверскую область и учинил беспредел. Его просили не стрелять в самочек оленей (буквально накануне в заповедную зону были завезены несколько особей, чтобы жили и размножались на природе), а он застрелил аж двух.

Платов потребовал, чтобы ноги отпрыска мэрской семьи больше не было в окрестностях, и дружбе с Юрием Михайловичем сразу наступил конец.

А Анатолий Чубайс, с которым Владимир Игнатьевич тоже общался, часто водил его на концерты своих любимых артистов. В конце 90-х особым расположением «отца приватизации» пользовалась вовсю зажигавшая Надежда Бабкина.

Заводить дружбу с артистами у чиновников тогда только входило в моду. Политики поддерживали финансово певцов и актеров в обмен на то, чтобы потом, во время политической кампании, те поддержали кого надо. Большую часть своих состояний (бриллианты, особняки) звезды шоу бизнеса заработали не концертами, а благодаря дружбе с нужными людьми.

Сам Владимир Игнатьевич тесно дружил с юмористом Михаилом Евдокимовым.

Обвинили в краже 500 миллионов

Платова тверичане вспоминают добром. В области делали дороги, которые живы и поныне. Благодаря близости к ельцинскому окружению губернатору удавалось получать деньги на поддержку, например, социальной сферы – больниц и школ.

Один раз, вспоминал Владимир Игнатьевич, ему даже пришлось подпоить Бориса Николаевича в баньке и «под мухой» убедить Ельцина выделить энную сумму заводу в тверском городе Бежецке – там была крайне сложная финансовая ситуация.

– Ну, ты меня развел, как мальчика, подловил, – удивлялся потом Ельцин.
Но деньги завод получил.

Однако вскоре «развели» и самого Платова. И уже вполне серьезно.

– Это случилось в начале 2003  года. Год выборов, я должен был снова стать губернатором. Но тут мне выдвинули обвинение – якобы я украл 500 миллионов.

Речь шла о государственных среднесрочных облигациях администрации Тверской области, которые Платов и руководитель департамента финансов Александр Котляр будто бы разрешили незаконно передать одному из закрытых акционерных обществ. Суд определил, что действиями подсудимых области был нанесен ущерб на сумму свыше 474 миллионов рублей.

– Я эти деньги в глаза не видел! Но получил 5 лет тюрьмы. Поддерживали меня рабочие с завода, врачи из сельских больниц – в тюрьму пачками приходили коллективные письма. В 2005 году в тюрьме я узнал, что погиб Евдокимов. Для меня это стало большим ударом. Знаю, что его убили – перешел дорогу бандитам, которые рвались во власть. Миша и мне не раз говорил, что ему угрожали. Когда я выходил, один милицейский начальник признался: «Да знаю я, что вы невиновны. Просто понадобилось ваше кресло».

После Платова кресло губернатора занял молодой и амбициозный Дмитрий Зеленин. Он прославился в основном знаменитым «червяком», которого сфотографировал в тарелке с салатом на официальном приеме в Кремле.

«Наш «червяк» улетел со свистом», – не скрывали злорадства тверичане после отставки Зеленина, последовавшей вскоре за «фотосессией».

Дмитрия Вадимовича жители области недолюбливают. Потому что именно при нем началась повальная распродажа земель близ озера Селигер.

К продаже приложили руку и те, кто сейчас занимает высокие посты в Тверской области. Их особняки высятся рядом с озером.

– Я знаю: те, кто пришел после меня, первым делом создали земельный комитет, в чьи полномочия входила массовая и незаконная продажа земли, – сказал мне Платов. – Выгодный бизнес, что и говорить. Тверская область – это же богатейшие природные ресурсы. Густые леса, Селигер, Волга. Я настоятельно советую вам как журналисту поднять вокруг Тверской области как можно больше шума. Надо идти до президента, правозащитников, общественников. То, что творится в Тверской области – беспредел. К моим бывшим коллегам-чиновникам хочу обратиться с одним пожеланием: извинитесь перед народом, пока не поздно, верните то, что у людей украли. Неужели не понятно, что на том свете нет карманов?

Мой собеседник сказал, что жалеет о многом. Слишком доверял своим помощникам. Сейчас многие из них на плаву и тоже причастны к земельным махинациям. Обидно и то, что не почувствовал вовремя, как под него копали.

В финале разговора Владимир Игнатьевич признался, что ему в последнее время часто «снится Мишка (Евдокимов. – Авт.) – все какие-то бумаги дает и просит подписать».

Платова, как и юмориста, можно сказать, убили – из тюрьмы он вышел с напрочь подорванным здоровьем.

Фото автора

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика