Хитрости закона "О защите прав потребителей"

Один из самых нужных народу законов – «О защите прав потребителей» – в феврале отметил 20‑летний юбилей. Многого ли можно добиться в спорах с торговлей, проверила наш корреспондент

Один из самых нужных народу законов – «О защите прав потребителей» – в феврале отметил 20‑летний юбилей. Многого ли можно добиться в спорах с торговлей, проверила наш корреспондент, отправившись по рынкам и магазинам.

20 лет живем, а законов не знаем

Недавно в магазине, куда я обычно хожу за едой, случилась некрасивая история. Какой-то малыш, пока мама отвлеклась, подошел к лотку с сухофруктами и по-быстрому ими перекусил. Продавцы пристыдили родительницу и заставили ее оплатить съеденное. Я по этому поводу заглянула в Интернет: тема «что можно и нельзя» в контексте магазинов волнует тысячи людей.

На потребительском форуме самую оживленную дискуссию вызвал как раз вопрос, можно ли в магазине пробовать продукты бесплатно. Половина участников железно утверждали: можно!

– Съесть или выпить что-то, не доходя до кассы, покупатель вполне может, – объяснила Юлия Шарапова из Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). – Но за съеденное заплатить нужно. Другое дело, что никто не должен вас за это стыдить или требовать штраф. Вообще, по степени лояльности Закон «О защите прав потребителей» можно поставить на второе место после аналогичного в США. Хотя документ несовершенен, статистика – за потребителя: каждый год из почти 300 тысяч судебных исков удовлетворяется 70 процентов, если потребитель идет в суд самостоятельно, и 90, если ему помогает юрист.

По случаю юбилея я решила внимательно прочесть сей полезный документ. Изучив все 46 статей, больших и довольно нудных, узнала немало полезного, однако про бесплатную дегустацию не было и намека.

– Есть у нашего закона-именинника «младший брат» – Правила продажи отдельных видов товаров, так вот, там сказано, что продавец по вашей просьбе обязан порезать на кусочки купленные сыр, колбасу или хлеб, если они не в заводской упаковке. Что касается угостить за счет магазина, то это уже на его усмотрение, – просветила меня юрист ОЗПП Мария Свиридова.

Отложив закон, я принялась за изучение Правил. И вскоре мне попались два интересных пункта. Пункт 11 указывал, что «продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях». Пункт 17 вторил ему: «При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами».

Вот оно! Как еще «ознакомиться» с продуктом, если не попробовать?

– Пункты действительно размытые, но я бы не стала их так трактовать. Здесь речь о том, что продукт можно на прилавке со всех сторон рассмотреть и состав прочесть, – осадила мой энтузиазм съесть что-нибудь на халяву Мария Свиридова, но все же согласилась на практике проверить, как обстоит дело с дегустацией, а заодно и в целом со знанием закона у продавцов.

5 граммов – и то за деньги

Начали мы с обычного магазина «Продукты» – не с того, где обидели «женщину с сухофруктами», с ним все ясно. Решилась атаковать девушку, отпускающую готовые салаты на развес. Их продают обычно по 100–200 граммов, отчего бы не дать мне продегустировать немного?

– Девушка, мне чуть-чуть «Греческого» – только попробовать, – бесстрашно прошу я.

– Не могу, он дорогой.

– Но вы должны мне в наглядной форме донести его состав! – протягиваю распечатку Правил.

– Что ж, доношу: оливки в нем – как оливки, сыр – как сыр, все свежее, – нашлась продавец. – Могу вам 5 граммов продать, а вы пробуйте, хотя обычно мы так никогда не делаем.

На рынке повезло больше. Началось с прилавка с медом: рядом с баночками хозяйка заботливо расставила крышечки с образцами да еще и одноразовые палочки для удобства положила. Только наелась меда, как продавец конфет и орехов стал угощать изюмом. Отхожу от него с горсткой сухофруктов и слышу звонкий оклик:

– Девушка, конечно, после конфет вы вряд ли захотите, но, может, отведаете моей черемши? Свежая, хрустящая!

Не обижать же тетеньку – я и черемшу съела.

– Маша, что же они все, сговорились, что ли? – удивляюсь, стараясь не дышать на нашего эксперта.

– Просто на рынках конкуренция бешеная, вот продавец и заманивает к себе, как умеет. Тут важно помнить, что, попробовав, мы не обязаны ничего покупать (это если продавец сам угостил, а вот если покупатель без спросу съест что-нибудь с прилавка, могут попросить заплатить. – Авт.).

То есть получалось, что для рынков, что для магазинов давать нам еду бесплатно – дело добровольное. Неужели нет ничего такого, что нам обязаны предоставлять по первой просьбе?

– Разумеется, есть, – обнадежила Мария. – Сертификаты качества.

Сертификат если есть, то его сразу нет

Сертификаты, если кто не знает, должны быть на специальных бланках с подписями ответственных лиц и печатями, отдельно на каждый вид и даже партию товара. Отправляемся в мясные ряды этого же рынка. По дороге интересуюсь тем, что давно волновало: законно ли я порой откручиваю крышечки у незапечатанных дезодорантов на витрине, чтобы понюхать их?

– Здесь все тонко, – замечает Мария. – По сути, нам не запрещено это делать, пока мы не ущемляем права других покупателей. Если вы делаете это аккуратно, то проблем нет, но стоит задуматься: а чистыми ли руками вы это делаете – захотели бы вы сами пользоваться дезодорантом, который кто-то трогал за крутящийся шарик? Кстати, если продавец докажет, что вы испортили товар своей проверкой, он вправе заставить вас его купить.

Мария сама стала спрашивать сертификаты, но не как представитель ОЗПП, а как обычный покупатель – по правилам их должны показывать абсолютно всем! Только показывать, увы, нечего. Во всех лавках с мясом и колбасой продавщицы отвечали одно и то же:

– Ой, а сертификаты у хозяина. А он в главном здании сейчас, вон там, через дорогу. Но вы не думайте, у нас всё есть!

Это звучало, как в детской игре про домик, в котором если спрячешься, то ты уже ни в чем не виноват.

– Конечно, то, что сертификатов нет внутри палаток – нарушение закона, – разъяснила Мария. – Видите, какие хитрые: вроде как документация у них есть, просто сходить за ней надо. Но пожаловаться в Роспотребнадзор мы можем, только если девушки прямо откажутся показать их или скажут, что их и вовсе нет.

Лишь в одном ларьке мы нашли сертификат качества, висящий прямо в «Уголке потребителя» на стене. Он был без печатей и подписей, что являлось, конечно, грубым нарушением, но мы все равно обрадовались – хоть что-то. Я от счастья даже решила попросить попробовать колбасу напоследок: раз с сертификатом – наверное, хорошая.

– Только покупать ее не буду, мне просто сравнить ее надо, – честно предупредила я.

– Что ж не будете, у нас она замечательная, – не смутилась женщина за прилавком – о ужас! – разрезая для меня целый батон пополам и протягивая большой ломтик.

– Нет, не надо, я не хочу, – промямлила я, но поздно: тетенька засунула мне этот кусок прямо в рот.

– Ну как?

– Шпашиба, – прошамкала я, и мы с экспертом поспешили прочь.

Совесть грызла меня недолго: прочитав Правила до конца, я выяснила, что, если захотеть, в магазинах, и помимо еды с сертификатами, можно получить немало приятных бонусов: пункт 127, например, позволял «беспрепятственно знакомиться с содержанием непериодических изданий», то есть читать любые книжки, не доходя до кассы (но не газеты!). Пункт 55 сообщал, что вполне можно подушиться на пробу даже самым дорогим парфюмом (а вот на косметику это правило не распространяется). А если нет у продавца образца, придется ему распаковывать один из тех, что продается. Только вот станет ли он это делать? Тут уж, увы, все зависит не от закона, а от вашего умения требовать.

Кстати

Что вам будет за разбитое

Иногда товара в магазинах наставлено так много, что бывает трудно пройти между стеллажами, ничего не смахнув на пол. Вот и я как-то раз по неловкости кокнула керамическую чашку. Охранник в магазине не согласился, что это на счастье, и за чашку пришлось заплатить. Оказывается, это я сделала зря.

– Заставить вас оплатить ущерб можно только через суд, ни у продавцов, ни у охранников, ни даже у вызванных полицейских таких прав нет, – поясняет юрист ОЗПП Андрей Семенов. – В суде будут разбираться, кто виновен в ущербе (вы неаккуратно брали товар или, например, полки с ним не соответствуют техническим требованиям). Если виновным признают вас, вы и должны платить. Во многих случаях товары и правда расставляют не по всем правилам, так что есть высокая вероятность суд выиграть.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика