Снять учителя

Издевательства над учителями в российских школах становятся все изощреннее – с применением средств аудио- и видеозаписи. Конечно, не все учителя ангелы. Но и порядочные люди зачастую просто не представляют, что противопоставить изобретательности юных циников и их родителей. «Компроматы» на педагогов сейчас собирают даже… воспитанники детских садов. В этом печальном явлении пытался разобраться «Собеседник».

Издевательства над учителями в российских школах становятся все изощреннее – с применением средств аудио- и видеозаписи. Конечно, не все учителя ангелы. Но и порядочные люди зачастую просто не представляют, что противопоставить изобретательности юных циников и их родителей.
«Компроматы» на педагогов сейчас собирают даже… воспитанники детских садов. В этом печальном явлении пытался разобраться «Собеседник».

Палач или жертва?

34-летний Борис Дмитриевич, учитель истории одной из столичных школ, начинает уроки с просьбы отключить и убрать с парт мобильные телефоны. Историк борется не столько за дисциплину в классе, сколько за неприкосновенность своей личности. В прошлом году он чуть не оказался в центре интернет-скандала.

– Всегда в 9-м «А» тишина на уроках была, а здесь вдруг поднимается оболтус с задней парты, подходит к моему столу и, матерясь, начинает всё скидывать на пол. Я его схватил, он тут же в крик: «Не бейте!» И здесь… я замечаю, – усмехается учитель, – что его товарищ, такой же разгильдяй, всё на телефон снимает. В общем, я их обоих за шиворот и к директору.

По словам учителя, ему повезло. Во-первых, эти двое своими выходками уже весь класс достали и все дети были на его стороне. Во-вторых, у школьной администрации он на хорошем счету, потому что ученики на олимпиадах первые места занимают. А в-третьих, со всеми родителями хорошие взаимоотношения были налажены.

– А так не знаю, чем дело бы закончилось, если бы в конфликте с кем-то был, – вздыхает историк. – Эти «режиссеры» хотели потом всё в Интернет выложить, и тогда стал бы я либо посмешищем, либо учителем-садистом, избивающим своих учеников.

В словах Бориса Дмитриевича большая доля истины. Социологи и психологи бьют тревогу. Количество внутришкольных конфликтов стремительно растет. Родители, педагоги, администрация воюют друг с другом из-за оценок, поборов, зарплат. В этих войнах дети с гаджетами, словно «бойцы невидимого фронта», превращают нажатием кнопки на мобильном педагога из жертвы в палача и наоборот. Интернет пополняется новыми школьными видеороликами.

– Конфликты между учителями и учениками были и в советские годы, – говорит проректор Института педагогики и психологии профессионального образования Римма Гильмеева. – Но тогда эти конфликты возникали скорее как протест против несправедливости. Сейчас дети сознательно провоцируют учителей на грубость, потому что, по их мнению, это прикольно. А запись скандала на мобильный – это повод для бахвальства среди сверстников, способ показать свою «крутизну».

«Не надо свою пасть разевать»

Но дело не ограничивается одной бравадой. Продвинутые старшеклассники собранным компроматом шантажируют своих учителей, вымогая положительные оценки.

– Обелить свое имя потом невозможно. – 60-летняя заслуженная учительница РФ Татьяна Дмитриевна Башкирцева из Воронежа едва сдерживает слезы. Крест на ее педагогической карьере поставил второклассник Даниил Калдин, якобы записавший на диктофон словесные опусы своей первой учительницы.
Запись сведет с ума любого «астахова». Выражения: «Кретины, пень дубовый! Не надо свою пасть разевать здесь. Ты, скотина тупая» – льются без перерыва на протяжении 3 часов. Мама мальчика отнесла «компромат» в правоохранительные органы, после чего СМИ охотно растиражировали историю. Вот только подлинность записи, очень похожей на монтаж, никто не проверял.

Появилась она после затяжного конфликта. Даниил оказался чересчур бойким мальчиком, делал во время уроков все, что хотел, в том числе лупил одноклассниц. Башкирцева уговорила мать Даниила сидеть на занятиях. Вначале женщина приходила, а потом перестала. В итоге родители девочек потребовали от директора школы отчислить непоседу из класса, а в мае 2010-го заслуженный педагог сама написала докладную на ученика и мать. «Пленка» вдруг всплыла в августе, перед началом нового учебного года. На защиту педагога встали и бывшие ученики, и родители сегодняшних школьников, но безрезультатно. Из школы Башкирцева была вынуждена уйти.

– Наверное, я виновата, раз не смогла найти подход к ученику, – вздыхает она.

Детсад не дремлет

Сегодня шпиономания из школ добралась до детских садов. В марте в Санкт-Петербурге была уволена воспитательница детского сада №37 Татьяна Крылова, после того как была обнародована диктофонная запись ее методов воспитания. Шокирующий компромат добыл трехлетний Ваня Гринь – ему мама вшила в карман кофточки диктофон. На 8-часовой записи полно матерщины. Сейчас в прокуратуре Красносельского района проводится проверка: подпадает ли всё, что там записано, под уголовную статью о насилии над детьми. Между тем воспитательница уверяет, что большая часть записи – ее разговоры с няней на личные темы, не имеющие отношения к детям.

Но как бы сейчас ни пыталась обелить себя воспитательница, кто ж кинется ее защищать, если факт нецензурного монолога в присутствии ребенка имел место быть?!

«Дом-2»

Некоторые педагоги готовы поставить в свои кабинеты камеры видеонаблюдения, не дожидаясь, когда этим займется государство.

«У меня класс коррекции и родители, которые уверены, что их ребенок ангел. А ребенок во 2-м классе спокойно говорит: «Чтоб ты сдохла», бесится. Короче, ужас! Так я давно ношу затею с камерой в голове. Куплю обычную, поставлю сзади на шкаф и проведу родительское собрание с показом всего лишь одного дня, чтобы видели, как пререкаются их дети с учителем», – пишет одна из активных участниц учительского форума «Педсовет», где периодически поднимается эта проблема.

Противников этой идеи среди учителей тоже хватает. Одни уверяют, что видеокамеры будут отвлекать детей от уроков и смущать. Другие не хотят уподобляться героям «Дома-2».

Однако польза от видеокамер в детсадах и школах очевидна. Уж лучше вместо «пиратской» съемки от малолетних «режиссеров» будет существовать легальное школьное видео. Родители будут знать, чему учителя учат их чад, а также как их драгоценные создания ведут себя на уроках и переменах. Учителя же будут остерегаться лишний раз повышать голос и некультурно выражаться. Вот тогда, быть может, все будут довольны.

цифры

По данным социологов, только треть учителей, пострадавших от насилия воспитанников, готовы обратиться в правоохранительные органы

наше досье

Шарики за ролики

• В феврале 2010 года в тихом городке Шелехов Иркутской области случилась дикая история, которая повергла в шок полстраны. Выяснилось, что в местной школе девятиклассники прямо на уроках регулярно били пожилую учительницу физкультуры, снимая всё на видео, которое потом выкладывали в Интернет. Сейчас в Шелеховском суде рассматривается уголовное дело против зачинщика издевательств.

• В феврале 2011 года великовозрастные ученики свердловского мужского хорового колледжа выложили в Сеть видео с издевательствами над учительницей. Все участники записи отделались легким испугом. Административное дело было возбуждено только против директора заведения Игоря Ромодина, знавшего о том, какие бесчинства творятся на занятиях.

• В апреле 2011 года в центре скандала оказалась краснодарская школа №93. В Интернете появилась видеозапись, на которой старшеклассник из этой школы на уроке закидывает ноги на парту, кричит матом и целится в учительницу из пневматического пистолета. Виновников ЧП чиновники из мэрии нашли быстро: уволили директора, а заодно заявили, что есть претензии к учительнице. Мол, она, вырывая опасную игрушку из рук обидчика, допустила рукоприкладство. В тот же день учительница сообщила через СМИ, что «безобразничал» хулиган на уроке с ее разрешения.

мнение

Лидер межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов: Учитель для школьника не авторитет

– Первопричина школьного беспредела кроется в падении престижа учительства. Об образовании сейчас говорят как об услуге, а учитель – всего лишь обслуживающий персонал, замордованный всеми. Разве он может быть авторитетом для школьника? Педагоги же стараются не выносить сор из избы, потому что в любом случае крайними остаются они сами.

 

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика