Москва взяла на себя "самые сложные" проекты с обманутыми дольщиками
Москва возьмется за обманутых дольщиков: городские власти решили сами достроить «зависшие» объекты недвижимости
Москва возьмется за обманутых дольщиков: городские власти решили сами достроить «зависшие» объекты недвижимости, выделив на достройку «Академ-паласа», «Терлецкого парка» и «Царицыно» 13 млрд рублей.
Когда обманутым дольщикам ждать хороших вестей, Sobesednik.ru спросил у управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE Марии Литинецкой:
— Оправдана ли такая практика?
— Как правило, для завершения строительства проблемного объекта власти стараются привлечь стороннего девелопера путем проведения конкурса среди нескольких компаний. Шансы найти инвестора становятся выше, если предоставить потенциальным застройщикам максимальную информацию о проблемном проекте. Для этого понадобится аудит, включающий, к примеру, проверку технического состояния зданий, соответствия проектной документации нормам, наличия возможности финансового оздоровления проекта.
Однако не всегда проблемные проекты оказываются инвестиционно привлекательными для застройщиков. Интерес к недостроенному объекту со стороны девелоперов определяется экономическими параметрами самого проекта, которые всегда индивидуальны. Ведь на первых этапах застройщику приходится идти на значительные затраты, чтобы перезапустить комплекс. Однако впоследствии это окупается за счет реализации корпусов и очередей, которые не были построены. Причем девелопер получает возможности видоизменить проект последующих очередей, чтобы сделать его более ликвидным. Иными словами, совершенно безнадежные и убыточные объекты никто не достраивает — застройщики не занимаются благотворительностью. То есть шанс найти инвестора на недостроенный дом, где все квартиры проданы, априори меньше, чем на площадку с высокой долей нереализованного жилья. Ведь в первом случае девелопер рассчитывает на прибыль от продажи квартир, тогда как при втором варианте приходится достраивать объект себе в убыток, надеясь на компенсацию расходов за счет строительства других очередей. В результате властям приходится выделять средства из бюджета на завершение строительства проектов от застройщиков-банкротов. Поэтому такая практика оправдана.
— Будет ли теперь решена проблема главных «долгостроев» столицы?
— Выделенной на достройку проблемных объектов в 2019 году суммы в 8 млрд рублей хватит на строительство с нуля восьми-десяти домов. Учитывая размер средств, завершение «долгостроев» вполне возможно в течение двух-трех лет.
— Как повлияет на московский рынок недвижимости участие такого сильного игрока? Скажется ли оно на ценах, если предположить, что помимо квартир дольщиков будут наверняка еще возведены площади под коммерческую свободную продажу?
— Известно, что власти собираются достраивать три проекта: «Академ-палас», «Терлецкий парк» и «Царицыно». «Академ-палас» — это точечный жилой комплекс, «Терлецкий парк» — также относительно небольшой объект на несколько домов, причем, как и первый проект, строящийся в районах с высокой плотностью застройки. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на увеличение объемов строительства в рамках данных комплексов.
В составе микрорайона «Царицыно-2» более 10 корпусов. Относительно сегодняшних новостроек это весьма скромные объемы, которые не повлияют на рынок. Учитывая, что город выделяет свои средства на завершение строительства, вряд ли инвестор станет наращивать объемы реализации. Поэтому завершение «долгостроев», на мой взгляд, не окажет влияния на рынок.