Как пасынок "шефа Путина" всех построил
Давнее знакомство отчима с Владимиром Путиным стало счастливой звездой в карьере строительного магната Андрея Молчанова
Давнее знакомство отчима с Владимиром Путиным стало счастливой звездой в карьере строительного магната Андрея Молчанова.
Шеф Самого
43-летний Андрей Молчанов считается самым богатым бизнесменом Санкт-Петербурга. Он основатель одного из быстроразвивающихся застройщиков в стране – группы компаний ЛСР, которая уверенно осваивает самые лакомые места Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. В 2013 году ЛСР удвоила продажи, а в 2014-м группа заключила на 60% больше заказов. Но первый кирпич в фундамент своего бизнес-успеха строительный магнат Андрей Молчанов заложил еще в 1990-е годы, когда его отчим – Юрий Молчанов – работал проректором Ленинградского госуниверситета (ЛГУ), а помощником у него (по другой версии – ректора) был вернувшийся из служебной командировки в Германии Владимир Путин.
В начале 90-х политика Питера забурлила и пришло время открывать новые имена, Смольный запросил в университете свежие кадры для работы. Юрий Молчанов порекомендовал тогдашнему мэру Анатолию Собчаку Владимира Путина, тем самым дав первый толчок дальнейшей политической карьере нынешнего президента России.
[:same:]
Можно сказать, что политический вес Путина и бизнес Андрея Молчанова росли параллельно. В 1993 году 22-летний выпускник экономфака ЛГУ за ваучеры выкупил завод «Стройдеталь» по производству арочных окон, которое новоиспеченный бизнесмен дополнил более актуальными опорами линий электропередачи и гаражными конструкциями. В 1994 году предприниматель основал компанию «ЛенСтройРеконструкция» (ЛСР), под крышей которой планомерно собирал крупнейшие производства стройматериалов: кирпича, песка, щебня, бетона, железобетонных конструкций. Получив контроль над этими предприятиями в 1990‑е годы, Молчанов приобрел огромные ресурсы для развития строительного бизнеса («приезжали какие-то люди с чемоданами наличности и покупали завод», – рассказывают питерцы).
В 1996 году созданная Молчановым корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» получила разрешение на перенос за черту города молокозавода №3 и строительство на его месте жилого дома. Под распоряжением администрации стоит подпись тогдашнего вице-мэра Владимира Путина. По данным СМИ, Путин будто бы регистрировал и другие фирмы Андрея Молчанова – АОЗТ «Белта» (1993, российско-швейцарская); АОЗТ «Детальстрой» (1994, с петербургским иностранцем); АОЗТ «Шелтэ» (1994, российско-финская). Андрей Молчанов не остался в долгу: в 2000 году он был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, а его компания «Возрождение Санкт-Петербурга» – спонсором президентской кампании.
Ломать и строить
Сегодня ЛСР строит все – от экономкласса до элитки. И – всех.
Градозащитники говорят, что застройщик легко сносит все препятствия на своем пути.
– Каждый третий строительный забор в Санкт-Петербурге принадлежит ЛСР. Будь то новостройки в центре, которые закрыли Смольный собор, или завод «Реактив» на Октябрьской набережной, которому сначала урезали санитарно-защитную зону с 300 до 45 метров, чтобы воткнуть дом ЛСР, а сейчас и вовсе ставят вопрос о выносе предприятия за пределы города. Одна из наших коллег даже сделала плакат, на котором расшифровала ЛСР как «Ломай, сноси, разрушай», – рассказала «Собеседнику» координатор общественного движения «Живой город» Антонина Елисеева.
Самая скандальная история связана с блокадной подстанцией – электростанцией, которая в 1942 году дала ток для первого трамвая в Ленинграде. Это был единственный транспорт в осажденном городе и символ надежды на спасение.
– В Санкт-Петербурге все объекты, связанные с блокадой, священны, к подстанции ветераны каждый год приносили цветы, на ней висит мемориальная доска, – рассказал «Собеседнику» заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. – А с точки зрения девелоперов, это золотое место – набережная Фонтанки, Михайловский сад. Лакомый кусок для суперэлитной застройки. Делается все хитро – подстанцию якобы собираются реконструировать в апарт-отель, а по сути – элитный жилой дом. Постановление выписано на «Горэлектротранс», а ЛСР «спрятан» в качестве инвестиционного партнера. Мы с 2008 года добиваемся признания здания подстанции памятником с дальнейшим его сохранением, но пока безуспешно. Как нам говорят, против нас работает «политический ресурс».
[:image:]
ЛСР сравнивают с «Интеко», крупнейшим застройщиком Москвы, который принадлежал жене экс-мэра столицы Лужкова Елене Батуриной. Крупные стройки рождаются только в союзе с властью.
– За ЛСР – мощный админресурс. Компанию сегодня возглавляет бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, – говорит Антонина Елисеева.
А элэсэровский вице- Евгений Яцышин, наоборот, возглавил городской комитет по строительству. Другой вице- – Лев Винник – пересел в Минобороны, которое сразу стало клиентом ЛСР. Компанию «Возрождение Санкт-Петербурга» долгое время возглавлял лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. На фундаменте таких перекрестных связей вырос не один дом. ЛСР возвел в центре Санкт-Петербурга дома для чинов ОМОНа и ФСБ, а также несколько объектов для нужд Минобороны (в Питере даже ходит версия, что в благодарность за возведенную крышу над головой правоохранители убрали из города «теневого губернатора» Барсукова-Кумарина – главного конкурента тогдашнего вице-губернатора Юрия Молчанова).
Андрей Молчанов и сам сходил во власть – с 2008 по 2013 год заседал в Совете Федерации, но досрочно его покинул и вернулся в компанию. Прибыльнее строительства производства в России нет.
В Москву!
Строительному олигарху Молчанову давно стало тесно в границах Северной столицы. Он активно застраивает Москву. Говорят, питерским строителям благоволит экс-губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко. Весной этого года ЛСР выиграл тендер на застройку территории ЗИЛа – лакомый кусок Москвы, на который также претендовали структуры Виктора Вексельберга, но проиграли.
[:rsame:]
Андрей Молчанов всегда претендует на лучшие объекты. Последнее его крупное приобретение – санаторий «Дюны» под Санкт-Петербургом площадью 15 тыс кв. метров с землей под ним 377 тыс. кв. метров у Финского залива. В советское время в санатории отдыхали работники Ленинградского обкома. Но в последний момент сделку в Росреестре приостановил губернатор Георгий Полтавченко, посчитав цену сделки – 725 млн рублей – заниженной. Очевидно, это отголоски клановой войны между братьями из окружения Путина: Полтавченко входит в окружение Ротенбергов, а Молчанов-старший учился в ЛГУ вместе с одним из Ковальчуков. Хотя, возможно, губернатор действует в интересах бюджета и, естественно, своего личного рейтинга. Но в Петербурге мало кто сомневается, что «Дюны» в конце концов отойдут Молчанову. Как и всё, на что он когда-либо претендовал.