«Фрейлина»: от гедонистического рая до смертельного унижения
Леди Энн Гленконнер — фрейлина британского королевского двора, лучшая подруга сестры Елизаветы Второй, принцессы Маргарет — опубликовала свои мемуары
Чтобы точнее оценить книгу, стоит поделить её на три смысловые части. Первая — про закулисье жизни монаршей семьи с приёмами, балами, фестивалями, визитами и прочими светскими ритуалами — вряд ли будет сильно интересна российскому читателю. И потому, что все эти действа преподносятся через призму их «невероятной» важности для «всего мира», но даже самый радикальный отечественный либерал наверняка захочет это оспорить. И потому, что само устройство их традиций слишком далеко от нашего понимания и подлинного интереса. В конце концов, это же не мемуары условного лучшего друга сына Медведева или условной сестры Людмилы Путиной.
А вот две другие части нам явно ближе.
Вторая — про судьбу женщины в аристократической семье и её роль там. Чтобы не задумываться и не задавать вопросов. Чтобы уметь замирать, как кролик, по указке бесившегося от каждой мелочи мужа. Терпеть его романы и измены. Заканчивая способностью терпеть и улыбаться даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, чтобы не выглядеть на людях живым (да ещё и высокопоставленным) проявлением грубости и неблагодарности. И как венец — получить за это лишь смертельное унижение: за полгода до своей кончины супруг Гленконнер, как оказалось, переписал завещание и не оставил семье ни цента. Женщине пришлось несколько лет отсуживать своё семейное имущество, и вернуть едва ли удалось половину…
И третья — про личные трагедии, с которым она фактически справлялась в одиночку (хотя и при полной помощи всех своих привилегий). Про наркоманию старшего сына, докатившегося до открытого желания стать «самым профессиональным героиновым наркоманом в истории». Раннюю смерть от СПИДа среднего. И автокатастрофу младшего, после которого Гленконнер даже не узнала его (но в итоге вытащила с того света, вывела из комы и выходила до полного выздоровления!).
В конечном счёте Энн Гленконнер на собственном примере показывает: жизнь вблизи королевской семьи, видевшаяся гедонистическим раем богатых и знаменитых, оказалась тем же, как и для обычных людей, испытанием на стойкость и независимость и той же проверкой на умение подхватывать всё, что швыряет в тебя жизнь. И что лишь, словно в «Бойцовском клубе», утратив всё до конца, она обрела свободу, а вместе с этим и счастье. Но случилось это уже на восьмом десятке лет.