«Шале» — простая месть за роскошным фасадом
Кэтрин Купер написала «Шале» — детективный роман о трагедии на элитном горнолыжном курорте, эхо которой 22 года спустя докатывается до тех самых мест и тех самых семей, расставляя всё по своим местам
Купер отлично удалось погружение в атмосферу роскоши — с мрамором под ногами, рисунками Бэнкси на стенах и панорамным видом на Пиренеи из окон в пол. В результате ты словно присутствуешь рядом с героями — то в том самом шале; то на смертельно опасном горнолыжном спуске в буран; то в квартире девочки, которую по-тихому бросила мама; то в ресторанчике, где по щелчку пальцев тебе подают молочного поросенка с вином, либо кружку холодного пива с мясным пирогом. Так что даже свой собственный, ближайший от начала чтения ужин хочется завершить травяным ликёром и мятным чаем…
Немудрено, что как тревел-журналист, давняя горнолыжница, а также ассимилировавшаяся во Франции англичанка, Купер шикарно владеет как профессиональными терминами (поэтому может идеально описать первый день новичка на «зелёной» трассе), так и специфическими особенностями работы персонала на элитных курортах (поэтому способна знать всю эту сопутствующую полную, буквально круглосуточную заботу о людях такого рода, и даже то, как именно горничные ведут себя при пищевых отравлениях жильцов).
Но всё же главные герои, если читать диалоги без имён и антуража сцен, едва ли отличимы друг от друга. Понятно, что манеры и стили у лиц одного круга, как правило, схожи — но книги про высший свет читаются, как правило, кем-то пониже, и чаще всего именно из желания проковырять дырочку в этом роскошном холсте, взглянуть на закулисье. Но некоторые герои и вовсе почти бездейственны и безмолвны, едва ли отмечаясь за три сотни страниц какими-либо действиями — неполноценные личности, неоформленные персонажи. Потому говорить, например, что «Шале» — это как если бы Агата Кристи побывала на горнолыжном курорте, как позволило себе одно уважаемое зарубежное издание на форзаце, просто несправедливо.
Вдобавок завязывается, развязывается и заканчивается «Шале» уж слишком плоско и хорошо… Лицемерие проигрывает, скрытность прорывается, смерть отмщена, ложь прощена, несчастные осчастливлены, психологические проблемы решены; короче, справедливость восстановлена — так что читательские акценты приходятся на другие элементы. А тех, получается, не всегда вдоволь.
И всё же Купер стоит отдать должное — в конечном счёте она создала приятное, лёгкое и очень атмосферное чтение, без претензий на жёсткую головоломку, которое отлично подойдёт для постновогодних выходных. Особенно для тех читателей, кто все праздники провёл в городе.