К вершинам Голливуда – через панель?
Почему наши актрисы получают на Западе роли проституток?
В российском прокате по-явился фильм «Стены» с голливудской звездой украинского происхождения Ольгой Куриленко. Актриса играет украинку Галю, проститутку и киллера по принуждению. При этом роль славянской проститутки не первая в фильмографии Куриленко. Голливуд заметил актрису и наградил ролью девушки Джеймса Бонда в «Кванте милосердия» после ее появления в «Хитмэне» Ксавьера Генса. Там красавица Куриленко сыграла проститутку, наркоманку, воровку, дегенератку и вообще, как сказал классик, «дрожащую тварь» без права на счастье.
Между съемками в фильмах, преимущественно в роли проституток, Ольга Куриленко участвует в благотворительных международных конференциях, куда ее приглашают в качестве авторитета. Что ж, актриса, помимо красоты и таланта, обладает весом и капиталом. Она завоевала свое место под солнцем и теперь вольна решать, кого ей защищать, кого играть и какой образ русской или украинской женщины представлять в своем лице Западу.
Звезда Ксения Раппопорт воссияла на европейском небосклоне и доигралась до Кубка Вольпи на Венецианском кинофестивале (за лучшую женскую роль) после роли украинской проститутки Ирины Ярошенко в фильме итальянского классика Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» (в отличие от Куриленко, Ксению все-таки заприметил не дебютант Дэни Лернер, а мэтр). Актриса из самой что ни на есть интеллигентной питерской семьи, до этого долго ждавшая главных ролей и одна воспитывающая дочку, готова была на все, чтобы работать с таким мастером, как Торнаторе.
Ксения – умница, настоящая труженица, сумевшая за три месяца выучить итальянский язык, постичь менталитет Италии и вписаться в него. Но зато коренная петербурженка Раппопорт звонила своим друзьям на Украину, чтобы те научили ее петь колыбельную на украинском и вообще разъяснили – какие они, украинки. В результате Раппопорт создала, безусловно, яркий, колоритный, психологически острый образ сексуальной рабыни, рожающей на продажу детей, слишком удобный и привычный для Европы. Тогда как в России от торнаторевской «Незнакомки» были явно не в восторге кинокритики и зрители. В России все были едины в мнении: «Раппопорт сыграла замечательно, только ни русские, ни украинские женщины не способны на такую жестокость и убийство, как это показал итальянец Торнаторе». Тем не менее Ксению признал мировой кинематограф. После «Незнакомки» актрису пригласил другой итальянец – Джузеппе Капотонди. Теперь уже на роль сербской эмигрантки в фильме «Двойной час», за которую она и получила главный приз Венеции. Сейчас Раппопорт большую часть времени проводит в Италии.
Если наши актрисы востребованы в Европе и в Голливуде исключительно в одном амплуа – несчастных, порочных, недобрых, непредсказуемых, непутевых женщин и мамаш, то с «импортом» все наоборот. В свое время Эльдар Рязанов на роль Нади в «Иронии судьбы» пригласил польку Барбару Брыльскую, объяснив свой выбор тем, что среди своих актрис он не нашел настолько роковую, ради случайной встречи с которой мужчина бы бросил накануне свадьбы свою невесту.
Похоже, что и сейчас мы нуждаемся именно в таком редком типаже – настоящей, вечной женственности. Поэтому по-прежнему приглашаем актрис из бывшего соцлагеря, как, например, сербку Даниэлу Стоянович, чтобы она сыграла невесту в фильме Калатозишвили «Дикое поле». Польку Каролину Грушку для роли «капитанской дочки» Машеньки Мироновой позвал из Варшавы Александр Прошкин, как, впрочем, и исполнителя роли Петруши Гринева – поляка Матеуша Даменецки, по простой причине: в их глазах нет «следов социализма».
А вот наши звезды, удачно вышедшие замуж за иностранцев – Ингеборга Дапкунайте и Дина Корзун, – за рубежом падших женщин не играют. Может, когда две звезды мирового уровня – Ольга Куриленко и Ксения Раппопорт наконец-то встретят своего заморского принца или английского лорда, то и они перестанут посредством кинематографа бороться с сексуальным рабством и получать на съемочной площадке тумаки от подонков-мужиков?