Меньше роскоши – больше души
Московская Биеннале современного искусства – редкое событие мирового масштаба, происходящее в российской столице. Увидеть многочисленные произведения художников-современников со всего мира можно до конца октября в самых разных выставочных местах Москвы.
То, что московская Биеннале проходит уже третий раз, можно считать подвигом Иосифа Бакштейна – изобретателя и вожатого этой гигантской машины. Деньги – техническая проблема, которую можно решить, грамотно отвечая на вызовы времени. А искусство не страдает от кризиса напрямую, скорее наоборот. Потребитель, устрашенный угрозами кредитных выплат, чаще думает о вечности. Меньше роскоши – больше души. Эта несложная мысль так или иначе определяет все мероприятия нынешней Биеннале.
Главная выставка, которую собрал в центре «Гараж» знаменитый французский куратор Жан-Юбер Мартен, называется «Против исключения». На языке оригинала – Contre l’exclusion. Напоминает любимое в России слово «эксклюзив». Мы привыкли без разбору тащить в дом «все самое лучшее». Настало время оглядеться и понять, что искусство вдохновляется не дороговизной, а разнообразием. В интерьерах конструктивистского «Гаража» космополитическое буйство Мартена смотрится как нельзя кстати.
У метро «Волжская» на Краснодонской улице стоят арт-объекты из старых кроватей – это выставка «Спальный район», к сожалению, пока единственная за пределами городского центра. Человеческое тепло давно покинуло ревущее Садовое кольцо, где же еще искать его, как не в светящихся сотах окраинных многоэтажек?
Александр Бродский занял целый подвал под «Винзаводом» полиэтиленовыми ящичками, чтобы заполнить пространство и подчеркнуть его красоту. Сами ящички – дело десятое, а вот ходить между ними – это да. А «Город рабов», собранный голландским ателье Юпа ван Лисхаута в двух цехах того же «Винзавода», напоминает воплощение антиутопии, но только не страшное, а смешное. Есть на биеннале и свои диссиденты: чугунных мужиков британца Энтони Гормли не позволили привезти в Москву и поставить на крышу ЦУМа. Чиновники – в своем репертуаре. Ничего не испортить они просто не в состоянии.
Биеннале не очень заметна. Это правильно: Москва – город большой, и так забитый пустой рекламой. Искусство меняет пейзаж нашей жизни. Уверенно и необратимо.
Если наша культурная жизнь и связана с общемировыми тенденциями, то в основном за счет современного искусства. Которое не требует перевода, воспринимается мгновенно и говорит с публикой на универсальном языке.