Николай Бурляев: На том свете меня накрыл панический страх
Николай Бурляев рассказал в интервью Sobesednik.ru о том, как его душа отделилась от тела, и о чем она болит сегодня
Николай Бурляев рассказал в интервью Sobesednik.ru о том, как его душа отделилась от тела, и о чем она болит сегодня.
– Обычно не отмечаю свой день рождения. Просыпаюсь с удивлением, что быстро пролетел год, как будто мгновенно перелистнули страничку, – говорит Николай Петрович. – Знаете, я в жизни не избалован подарками. Самый большой подарок сделал сам себе. В день своего 70-летия в Доме кино провел вечер, где читал под музыку симфонического оркестра Анатолия Полетаева стихи великих поэтов. Мне было приятно, что я, как сотрудник МЧС России (2 года возглавляет Институт культуры спасателей. – Ред.), получил высокую государственную награду – орден Александра Невского – за выдающиеся заслуги в области культуры.
Николай Петрович признался, что у него непростые взаимоотношения со временем, которое активно рвется вперед.
– Первую половину жизни человек идет в гору и не видит, что там, за перевалом. Я достиг пика этой горы в 50 лет. Дальше идет быстрый спуск. Сейчас даже дети ощущают, что время ускорило свой бег. Сейчас дети так загружены, что им ни на что не хватает времени. И так незаметно приходит старость, и многие боятся смерти, а для меня ее нет. Делай что должен, и будь что будет. Это мой принцип. Надо работать во славу Господа и России. Считаю, что это самые главные ценности в жизни. К сожалению, сейчас нравственные ценности и патриотизм не в моде. Задача культуры – возвращать эти ценности. Стоит вспомнить о том, что советским кинематографом восхищался весь мир. Кстати, Тарковский предупреждал в последние годы своей жизни, что грядет приход «торгаша» в кино: он все захватит и никому не будет нужно духовное подлинное искусство. К чему сейчас, собственно, и пришли.
Вчера пощелкал по всем 40 телеканалам и еще раз увидел всю глупость того, что показывают. Не смог дальше смотреть и выключил телевизор. Телевидению пора задуматься о переформатировании. Но руководители каналов меняться не хотят, мол, и так все нормально: реклама есть, деньги идут. Но нам все-таки придется затронуть ТВ, потому что почти 90 процентов программ работают на отупение нации и понижение духовного уровня народа. Когда заходит речь о цензуре, то журналисты всегда возмущаются. Лично я против цензуры как таковой. Но нравственная цензура все-таки должна быть.
Говорил Андрею Малахову и Борису Корчевникову: «Зачем копаетесь в грязном белье в своих ток-шоу? Зачем каждый вечер вытаскиваете его на экраны?» Разве в стране нет того, к чему надо духовно и интеллектуально стремиться?! Но редакторы программ заявляют: «Люди же смотрят!» Если бы показывали что-то другое, то и спрос был бы на другое. Сейчас телеканалы используют рекламу как мощное оружие, дают эффектные кадры, это волей-неволей привлекает человека. Чиновники радуются, в казну потекли деньги.
Николай Петрович отмечает то, что кино достигло довольно высокого технологического уровня, но вместе с тем и деградировало. И прежде всего духовно.
– Фонд кино за 7 лет выпустил 150 фильмов. И чем мы можем гордиться, когда только от одних названий берет оторопь? Так называемые рыночники – авторы, режиссеры и продюсеры – забыли о кинематографе как высоком искусстве, которое мы умели создавать до перестройки. Теперь они стали заниматься, как говорил великий русский мыслитель Ильин, доходным промыслом. И это может радовать лишь чиновников и людей, богатеющих на кинобизнесе. Считаю, что преступно делать деньги на том, что убивает душу народа.
Счел для себя правильным не участвовать в этом рыночном омерзительном кинопроцессе. Отказываюсь от ролей, потому что считаю недостойным то, что мне предлагают. Как я могу после образа Иешуа Га-Ноцри (прообраз Иисуса Христа) в «Мастере и Маргарите» играть бандита? Чтобы талантливо сыграть убийцу или подонка, артист должен полностью перевоплотиться в персонажа. Глядя на него, люди заражаются этими повадками, хотят подражать ему: «Посмотрите, какой красавец! Как он легко, элегантно и красиво убивает!» И после этого фильма в армию идет приток таких же бандитов и преступников. Пора задуматься о том, что мы, актеры, влияем на умы.
Последней на данный момент киноработой Николая Бурляева стал фильм «Гоголь. Ближайший», где он сыграл Александра Толстого.
– Я получил предложение от министра МЧС снять картину о подлинных героях нашего времени – спасателях. Я уже написал сценарий. Это будет фильм-катастрофа со спецэффектами, к которым уже привык зритель. И главными героями будут русские спасатели, готовые пожертвовать жизнью не за деньги, а за идеалы, еще хранящиеся в наших душах.
По ту сторону
Артист признался, что в 25 лет у него случилось озарение и он побывал на том свете.
– Помню, тогда плохо засыпал и обратился за помощью к своему приятелю-психологу. Он дал мне текст, и я стал заниматься аутотренингом. Повторял что-то вроде: «Лежу абсолютно спокойно, ни о чем не думаю, сердце бьется ровно, ритмично...» На третьей минуте отключалось сознание и тело, я засыпал. Однажды днем решил проделать то же самое. Когда ввел тело в абсолютный покой, то душа ушла в мир невероятной гармонии. И это невозможно описать словами. У нас же верх блаженства – контакт с противоположным полом. Но это мизер по сравнению с тем, что я чувствовал. Видел лица тех, кого знал и не знал. Увидел все, что было, есть и будет. Потом вдруг промелькнула мысль, что еще миг – и уже не вернусь обратно. Тогда накрыл панический страх. Я вернулся в тело. После этого путешествия зарекся это повторять. С тех пор у меня пропало чувство страха смерти: могу спокойно ездить в страны, где идут боевые действия, стоять под бомбами. Ну, попадут. Ну и что. Ясно одно – смерти нет. Знаете, не нужно ничего бояться. Да, душа уходит из тела в момент перехода. Самое главное – успеть подготовить себя к этому переходу, чтобы было комфортно в вечности.
Личное дело
Актер был три раза женат. Его первой женой стала актриса Наталья Варлей, второй – Наталья Бондарчук.
– Не люблю об этом говорить. Когда видимся, то, конечно, общаемся. У всех своя жизнь.
Сейчас Николай Петрович находится в третьем браке. Его избранницей стала актриса Инга Шатова.
– Моя супруга Инга была одной из лучших студенток ГИТИСа на курсе. И тут в 90-е на ее жизненном пути появился я. В шутку говорил, что мне нужна не артистка, а жена. Тогда, в период безвременья, актерам было трудно найти работу. И на что они только не соглашались ради денег. Например, Инге предлагали обнажиться на экране. Тогда она на время оставила профессию и решила воплотить свое истинное предназначение как женщина. Она воспитала прекрасных детей. Старший сын Георгий стал юристом. Сын Илья поступил в магистратуру строительного университета, а дочка Дарья – в консерваторию на дирижерско-хоровое отделение.
Николай Петрович считает, что самое главное в браке – жертвенность.
– У нас, как у творческих людей, нет борьбы.
Мы всегда поддерживаем друг друга. И прежде всего нужно быть построже к себе. Цель брака – борьба с гордыней обоих супругов.