"Салют-7": выжить по-русски, или Экшен не про политику
Российская киноиндустрия второй раз за год радует нас блокбастером про советский космос: в прокат вышел «Салют-7»
Российская киноиндустрия второй раз за год радует нас блокбастером про советский космос: в прокат вышел «Салют-7».
Здесь снова, как в ленте «Время первых» о полете Леонова и Беляева, показана работа двух советских космонавтов на грани, а зачастую и за гранью подвига. Снова фантастическая драматургия, основанная на реальных событиях. Снова герои оказываются на грани смерти несколько раз. И снова хеппи-энд: задание выполнено, проблемы устранены, а наша космическая отрасль оставила американских стервятников с носом.
Историю с суперрискованной стыковкой с орбитальной станцией «Салют-7» в исполнении космонавтов Джанибекова и Савиных (их роли играют Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко) экранизировали на хорошем уровне. На замечание, что фильм и сюжетно, и драматургически очень похож на «Время первых», продюсер Сергей Сельянов, показалось, реагирует без особой радости: «Вас же не удивляет, если выходят два фильма про войну. Или про любовь».
Картина полностью отвечает культивируемому Минкультом принципу «Гордиться, гордиться и еще раз гордиться своей историей». На такие ленты власти будут с радостью давать деньги. За пару дней до премьеры фильм показали Владимиру Путину. При этом исполнители главных ролей замечают, что пытались не делать своих героев «забронзовевшими».
Мастерство продюсерско-режиссерской команды заключается как раз в том, чтобы взять почти гарантированное в таком случае госфинансирование и создать (за относительно небольшие, к слову, деньги) блокбастер, не смахивающий на госзаказ. Пожалуй, это почти удалось. Соревнующиеся между собой американская и советская системы здесь вполне «достойны» друг друга: Штаты пытаются захватить ставшую необитаемой станцию, а наши гэбисты по этой причине готовы ее сбить ракетой, даже с космонавтами на борту. Западные новости пугают мир советской деятельностью в космосе, а программа «Время» либо недоговаривает, либо откровенно врет советской аудитории.
И все-таки этот экшен не про политику. «Наивняка» в картине на первый взгляд довольно много: жена космонавта связала шапочки (причем две), дала их ему с собой в полет, он взял, а эти шапочки возьми да пригодись в нештатной ситуации. Космонавты на борту дерутся, курят, достают из заначки бутылку водки («Как тебе удалось ее пронести?» – и это уже напоминает старенький детский фильм «Москва – Кассиопея», когда какому-то двоечнику удалось пробраться в экипаж межпланетной экспедиции). Герой Вдовиченкова признается на комиссии, что видел на орбите ангелов. И как-то нарочито наивно роняет с балкона своей квартиры чашку, потому что привык: она должна держаться в невесомости. Спрессованные в двухчасовой фильм, эти детали смотрятся порой нелепо, но большинство из них – абсолютно документальны.
«Выжить по-русски» – таким мог бы быть слоган фильма. Техника так себе, приказы не слушаем, режим нарушаем, висим на волоске, надеемся на чудо – и это чудо (ну надо же!) всякий раз происходит. Это точно не про американцев. Это про нас.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2017 под заголовком «Космос как чутье».