Булгаков писал Маргариту с Фанни Каплан?

Бывший жилец булгаковской «нехорошей квартиры» уверен: именно Фанни Каплан навеяла Булгакову идею знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Фото: Памятник писателю в Доме-музее Михаила Булгакова // Viktor Chernov / Russian Look

В начале сентября 1918 года без суда и следствия за покушение на Ленина была казнена Фанни Каплан. Бывший жилец булгаковской «нехорошей квартиры» уверен: именно Фанни навеяла Михаилу Булгакову идею знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

«Это был Булгаков»

Для москвича Рудольфа Рудольфовича Киббеля квартира №34 по Большой Садовой, в которой когда-то ютился Булгаков (и где до 70-х годов жил сам Киббель), была действительно нехорошей. Здесь в ночь с 26 на 27 марта 1931 года ГПУ арестовало его отца, тоже Рудольфа:

– Отец владел 1-й образцовой типографией в Ленинграде (она досталась ему по наследству). Необычайно мудрый был человек. После того как его арестовали в первый раз, в 29-м, почти сразу после моего рождения, он с мамой формально развелся, потому нас и не тронули.
Зато арест Киббеля-старшего, видимо, тронул Булгакова до глубины души.

Считается, что именно он стал прототипом редактора Рудольфа из повести «Тайному другу».

– Но мать не любила об этом вспоминать, – рассказал Рудольф Рудольфович.

– Я даже не знаю, когда и как отец с Булгаковым познакомились (предполагаю, что после гражданской войны, на Кавказе) и как часто потом встречались (в квартире его комната была как раз напротив нашей). Как-то она только проговорилась, что в 34-м году ей прислали две контрамарки на «Кабалу святош» во МХАТе. Думаю, это был Булгаков, больше некому.

«Я заправлял примус ювелирши»

– Ничего не известно и о том, бывал ли в нашей квартире Булгаков после 1924 года. Но он точно описал телефон, который потом появился в нашей передней (до сих пор там висит). Булгаков вообще очень точен в деталях. Он брал их из жизни, как и героев. К примеру, мой отец работал иностранным корреспондентом в тресте «Полиграф», а в квартире 31 на 4-м этаже жил доктор Соколов (помню, как я на лестнице перешагивал через людей, сидящих в очереди к нему). Все это вошло в «Собачье сердце». А в роман «Мастер и Маргарита» вошли наше зеркало, из которого вылезал Азазелло, люстра, на которой раскачивался Бегемот (вверху 7 ламп, а внизу 3 рожка), и знаменитый примус ювелирши.

Ювелиршей писатель назвал Марию Яковлевну, жену успешного финансиста Артура Манасевича.

– У нее был тот самый примус, который «чинил» Бегемот – редкая по тем временам вещь, не у каждого он водился. Мария Яковлевна очень им дорожила, но иногда давала попользоваться и соседям. Помню, как я его заправлял – бегал на улицу Красина за денатуратом. И никогда примус не заправляли керосином, как у Булгакова. Но писатель специально допустил ошибку.

«Берлиоз – Обер-лиз»

Таких намеренных ошибок у Булгакова, по словам Киббеля, по роману рассыпано щедро:
– Валютный магазин Торгсина находился не на Смоленской площади, а на Маяковской. Трамвай сбивает Берлиоза на северо-западном углу Патриарших, а трамвай там никогда не ходил. Он таких крутых поворотов делать не может. Дом Грибоедова Булгаков путает с домом Герцена, хотя не мог не знать, где какой. Видимо, Грибоедов для него очень важен. Когда Рюхин, отправив Бездомного в больницу, возвращается в Москву, он застревает ночью на светофоре у перекрестка Тверской и Бронной. Но светофоры в те годы по ночам вообще не работали: ровно в 9 вечера их отключали милиционеры. Зачем Булгаков остановил Рюхина именно в этом месте? Не потому ли, что рядом стоял дом Фамусова?

Киббель полагает, что Булгаков намекал на то, что в «Мастере» он использует грибоедовскую игру слов (типа Скалозуб как производное от Зубоскал):

– Булгаков это делал и раньше. Переставьте буквы в фамилии Шариков. Получится – «Воришка». Вот и Азазелло – существо, которое «залезало» в квартиру через зеркало. А теперь возьмем фамилию Берлиоз. Получится – «Обер-лиз», подлиза. Фагот-Коровьев будет «Коготь в фаворе», НКВД. А Массолит прямо отсылает нас к Главлиту, занимавшемуся цензурой. Булгаков намекает, что он подцензурен, что его роман не ограничивается фантастической историей, но имеет политический подтекст.

«Раскланивались с Каплан»

– В 60-х годах я был в Бутырской тюрьме, – вспоминает Киббель. – По делам: поменять автоматику на газовом котле. Шел я по коридору с зам. начальника тюрьмы, а навстречу нам – пожилая женщина из персонала. Зам. начальника мне и говорит: «Это сестра Фанни Каплан». Я рассказал об этой истории матери, а мама и призналась, что до покушения Каплан жила в нашем доме: «Мы с ней раскланивались». Жила Каплан в квартире №5. Почти 50, как в романе.

30 августа 1918-го в 23.00 она была арестована. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Бездомного – поэт Демьян Бедный. Кстати, в ранних версиях романа действие происходит не весной, а именно в конце августа – начале сентября. Это же почтить память Каплан пришла в Александровский сад Маргарита. И именно отсюда, с крыши дома Пашкова, Воланд наблюдал за дымом от кремации.

«Описание культа личности»

По словам Киббеля, у героев «Мастера и Маргариты» есть реальные прототипы. Так, Воланд похож на нелюбимого Булгаковым Мейерхольда, который тоже любил рассиживаться на сцене, чиновник Николай Иванович со свиным рылом – на Николая Ивановича Бухарина, также бывшего у литератора не в чести:

– А похождения Маргариты с издевательской точностью копируют действия Сталина. Сейчас мало кто помнит, но в те годы праздновали не день рождения Ленина, а день его смерти. Сначала Сталин спускался в мавзолей, квадратное сечение которого историки архитектуры считают символом жилища сатаны. Вечером он посещал Большой театр, где проходило торжественное заседание с концертом. А после театра устраивал в Кремле прием для приближенных, где каждый готов был целовать ему ноги. Маргарита днем приходит в Александровский сад. Затем летит на шабаш ведьм, а после – на прием Воланда. Где же тут мистика? Это же зловещее описание культа личности.

Киббель не считает, что его толкование Булгакова верное и, главное, единственное. Он полагает, что в романе зашифровано еще множество секретов, и надеется, что найдется-таки исследователь, который сможет их разгадать.

Справка

«Нехорошая квартира» – квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе «Мастер и Маргарита». Прообразом «нехорошей квартиры» послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921–1924 гг. Некоторыми чертами планировки «нехорошая квартира» соответствует более просторной квартире №34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г.
«Булгаковская энциклопедия» Бориса Соколова.

Киббель Рудольф Федорович, 1882 г. р., русский, беспартийный, работник Госторга, проживал: г. Москва, Большая Садовая ул., д. 10, кв. 34. Коллегией ОГПУ 8 ноября 1931 г. приговорен по ст. 58–6–7 УК РСФСР к расстрелу с заменой на 10 лет ИТЛ. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 февраля 1938 г. приговорен за «контрреволюционную агитацию среди заключенных» к высшей мере наказания. Расстрелян в Соловках 17 февраля 1938 г.
«Ленинградский мартиролог. 1937–1938».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика