Михалков и Мордюкова, как оказалось — «Родня»
Знаменитую трагикомедию в прокат выпустил лично генсек Юрий Андропов.
Сельская женщина Мария Коновалова приехала в город навестить дочь и внучку. Там она пытается наладить мир в семье дочери, заодно и устроить свою личную жизнь. Через ссоры, неурядицы семья все-таки понимает, что они – родня и от этого никуда не деться.
«Что ты из меня дуру делаешь?!»
Культовый фильм Никиты Михалкова «Родня» вышел на киноэкраны более сорока лет назад. А началось все с актрисы Нонны Мордюковой. К тому времени она снялась у Григория Чухрая в фильме «Трясина», где сыграла крестьянку Матрену, у которой на фронте убили мужа и без вести пропал сын. Психологически тяжелая, драматическая роль. Сценарий к фильму написал Виктор Мережко.
– Когда заканчивалась работа над этой картиной, Нонна Викторовна сказала мне: «Я так устала от драматизма! Ты обязан написать для меня какую-нибудь комедию про какую-нибудь сельскую тетку», – вспоминал Виктор Иванович. – Я пообещал и забыл. А она потом мне звонит: «Пишешь?» – «Пишу». Хотя на самом деле ничего тогда не писал. И вот на свой страх и риск сел за работу. И вспомнил свою бывшую тещу – ростовчанку, как она приезжала в Москву и хотела разыскать своего любимого первого мужа – летчика. Вот про ее поиски и начал писать сценарий, правда, того мужа-летчика поменял на бухгалтера. А характер героини взял со своей тетки Марии – наивная, добродушная, пугливая, но сильная женщина.
Интересно, бабушка, за углом. Как пойдешь, сразу налево.
Прочитав сценарий, Мордюкова была в восторге, она сразу влюбилась в свою Марию. Мережко решил предложить снять фильм Никите Михалкову, хотя сама Нонна Викторовна сомневалась: «Разве поймет нашу идею этот барин?!» Говорят, Михалков не хотел браться за эту работу, но, поскольку тогда образовался режиссерский простой, все-таки решился. Вместе с Мережко они доработали сценарий. Однако с первой же встречи с Михалковым Мордюкова невзлюбила режиссера.
– Она видела себе несколько другой образ – женщины, которая старается быть городской: на каблуках, с яркой помадой, в модной кофточке, а Никита решил из нее сделать этакую колхозницу с рынка, – рассказывал Мережко. – В гримерке «Мосфильма» он приказал соорудить актрисе химическую завивку, надеть футболку с олимпийской символикой, вставить ей из фольги зубы... Когда Мордюкова увидела себя в зеркале, вспылила: «Что ты из меня какую-то дуру делаешь?!» И со словами «нехай Римма Маркова снимается» ушла, хлопнув дверью.
Кто-кто?.. Конь в пальто!
И тогда Михалков пошел на хитрость: попросил Мережко передать Мордюковой, что будет снимать Маркову... Узнав об этом, Нонна Викторовна тут же поехала к Никите Сергеевичу скандалить. Так ни помирились, но ненадолго.
Сделали из мальчика девочку
На роль дочери главной героини – Нины – режиссер пригласил Светлану Крючкову, которую до этого не снимал в кино.
– Никиту я обожала, как все женщины нашей страны, – смеется в разговоре с нами Светлана Николаевна. - Когда в Москве шли Олимпийские игры в 1980 году, Никита мне звонит в Ленинград: «Начинаем работать, приезжай». Я опешила: а сценарий, а какая роль? Он говорит: «Приезжай, все расскажу». И я стала ездить к нему на репетиции и примерки. Помню, мне примеряли много разных платьев и костюмов. Михалков был недоволен: «Вы мне показываете хорошо одетую Крючкову, а я хочу увидеть персонаж». В результате нашли в Доме моделей женский комбинезон. Когда я его надела, Никита воскликнул: «Вот! То что нужно!» А замшевые туфли на 10-сантиметровых каблуках были уже мои личные.
Знаете, я, как выпью, такая дурная становлюсь.
В роли бывшего мужа главной героини – Вовчика – режиссер хотел видеть Олега Борисова. Но тогда тот был в немилости у киноначальников и его запретили снимать. Пригласили актера Театра на Таганке Ивана Бортника, который очень серьезно отнесся к этой, казалось бы, небольшой роли. Например, целых десять дней он готовился к съемкам сцены, где его герой сидит на качелях во дворике и гладит собак. Так вот, каждый день актер ходил в этот двор и кормил собачек, чтобы они к нему привыкли.
Римма Маркова, которой так пугали ее подругу Мордюкову, все-таки снялась в фильме – сыграла роль администратора гостиницы.
В роли внучки главной героини должна была сниматься дочь Виктора Мережко Маша. Но неожиданно Михалкову пришла идея, что девочку должен играть мальчик, этакий унисекс, чтобы она была не очень женственной. И пригласил Федора Стукова, который у Михалкова уже сыграл в эпизоде фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
– К тому времени я уже подрос и что-то соображал, – рассказывает Федор. – В фильме у меня были колготки, к которым, скажу честно, сложно было привыкнуть, такое неприятное ощущение. Я ведь их никогда не надевал... А в сцене танца девчоночьим движениям меня учила наш гример Ирина, она показывала, а я повторял за ней.
Взяла режиссера за грудки
Между тем во время съемок и так непростые отношения Мордюковой и Михалкова вылились в серьезный конфликт. После споров с режиссером актриса несколько раз пыталась уйти с роли. Однажды во время съемок эпизода на вокзале, когда главная героиня прощается с бывшим мужем, Михалкову показалось, что Мордюкова не так играет эмоции. Сделали один дубль, второй, третий – всё не то. И тогда Никита Сергеевич закричал на Нонну Викторовну, что та плохая актриса, мол, элементарных вещей сыграть не может. Та тоже не осталась в долгу: схватила режиссера за грудки, порвала ему рубашку, обматерила. Вот на таких эмоциях сделали следующий дубль. И получилось то, что нужно было режиссеру!
Ума нема – считай, калека! Как надоест, позвоните.
Сам Михалков тоже появился в фильме в роли официанта. Причем это была полная импровизация. Когда снимали сцены в ресторане, возникла идея сделать из художника-постановщика фильма Александра Адабашьяна тоже официанта (помните, он там надевает туфли на высокой платформе, чтобы казаться выше), а оператора картины Павла Лебешева нарядили поваром.
Рассказывают, что перед прокатом картины от Михалкова в категоричной форме потребовали внести в фильм почти 200 правок, многие из которых совершенно меняли сюжет. Но фильм спас генсек ЦК КПСС Юрий Андропов. Он посмотрел фильм, души посмеялся – и после этого «Родне» дали зеленую улицу, забыв о большинстве правок.
«Родня», трагикомедия, 1981 г., «Мосфильм»
• Автор сценария: Виктор Мережко.
• Режиссер: Никита Михалков.
• В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Юрий Богатырев, Иван Бортник, Олег Меньшиков, Всеволод Ларионов и другие.
• Основная часть фильма снята в Днепропетровске, где тогда жил родной брат сценариста Мережко. Сцены в ресторане – в подмосковном Пущино. Эпизод с бегуном – на Республиканском стадионе Киева.
• На музыку для фильма композитора Эдуарда Артемьева поэт Николай Зиновьев позже написал стихи. В результате появилась песня «Полет на дельтаплане», которая стала известной в исполнении Валерия Леонтьева.
• Актера Юрия Богатырева, который сыграл в фильме мужа Нины – Станислава (Тасика), Михалков считал своим творческим талисманом. Снимал его почти во всех своих картинах, начиная еще со времен учебы во ВГИКе.