Юрию Николаеву - 75: «Пугачева мне не позвонит, но камень в нее не брошу»

16 декабря известный телеведущий Юрий Николаев отметил 75-летний юбилей.

Почти полвека Николаев остается лицом «Первого канала», впору мемуары писать. И он это сделал – к дню рождения выпустил книгу «Здесь всё по-честному». Об этом, об уехавших из страны артистах и о юных талантах «Собеседник» поговорил с ведущим.

«Была ли у меня звездная болезнь? Была...»

– Юрий Александрович, и каково это – вдруг узнать, что 75 лет исполнилось?

– Признаться, я достаточно спокойно отношусь к этой цифре и абсолютно не собираюсь подводить какие-то итоги. Да, работы, может быть, сейчас и меньше, нежели 40 лет назад, когда я был нарасхват. Но меня вполне устраивает, что зрители меня еще помнят. Есть идеи новых программ, а реализуются они или нет – это уже не от меня зависит.

– Вы выпустили книгу «Здесь всё по-честному». Название обязывает к откровениям. Когда Федор Шаляпин выпустил вторую книгу своих воспоминаний, то в начале приписал, что в первых его мемуарах он много чего приврал... Разве можно рассказать о себе всё по-честному?

– Понимаете, эта книга – не в чистом виде мемуары. Там не только мои рассказы и очерки, но и высказывания каких-то критиков, публикации разных лет обо мне. Но ничего специально не придумано. Я захотел, чтобы в книге меня видели не только белым и пушистым, но и узнали о моих недостатках.

Скажем, была ли у меня звездная болезнь? Была. И я об этом честно пишу. Когда в 27 лет я стал популярным и узнаваемым , конечно, крыша у меня тогда поехала! Ведущий такой популярной передачи, как «Утренняя почта»! Голова кружилась! Всё дозволено, всё можно! Помните, как в известной песне: «И на работу стал прогуливать, и похмеляться полюбил». Меня приглашали в компании, в рестораны, я здорово напивался. Супруга находила меня через друзей и увозила пьяного домой, страшно переживала, плакала. Каждый раз, протрезвев, я корил себя за ее слезы, но ничего не мог с собой поделать. Пришло к тому, что в 1978 году я вышел в прямой телеэфир пьяным, и это было всем заметно! Разразился жуткий скандал, председатель Гостелерадио Сергей Лапин требовал моего увольнения. За меня вступились мои старшие коллеги Валентина Леонтьева и Игорь Кириллов, они попросили дать шанс молодому ведущему под их личную ответственность. И вот тогда я понял, что подвести их не могу! Вовремя одумался и бросил пить.

– Вот вы упомянули о новых идеях... А вам не кажется, что по сравнению с телевидением зарубежным наше не особо жалует ведущих в возрасте?

– Да, согласен с вами. Я знаю, что, например, на американском телевидении люди с сединой на голове часто появляются в эфире. Их слушают, им доверяют, к тому же их помнят еще молодыми, от этого они становятся ближе, роднее, уже как члены семьи. Помните такую фразу, она мне очень нравится: «Лицо мужчины без морщин – еще не лицо»... У нас же сегодня все-таки интернет здорово забивает телевидение, а ведь за интернетом сидят молодые люди. Если вы сейчас спросите 17-летних подростков: «Кто такой Юрий Николаев?», думаю, ни одного ответа вы не получите. У них уже другие кумиры, и для меня довольно странные. Когда я слышу в интернете мат-перемат, для меня это совсем непонятно. А кому-то, к сожалению, нравится... Если вы заметили, сейчас на телевидении не самое лучшее время для развлекательных программ. Сами видите, что творится. Поэтому таким передачам уделяется меньше внимания, нежели политическим, аналитическим.

– Ну, это уже пропаганда...

– Нет, так я не чувствую. Понимаете, я настолько за Россию, за СВО, что называть эти программы пропагандой не стал бы. Лично я хочу услышать в этих политических обзорных программах о том, что происходит, понять суть. Насколько все это серьезно, понятно, – но насколько надолго?! Мне бы хотелось, чтобы наши ребята закончили свое дело и поскорее вернулись домой.

– А какое наше дело может быть на территории другого государства?

– В свое время президент России абсолютно точно обозначил: отодвиньте войска НАТО подальше от нашей страны, чтобы никакие ракеты нас не достигали. А что хорошего, если НАТО будет у наших границ и в любой момент может применить оружие против нас?! Убежден, что это категорически неправильно... Как-то в одном из интервью на вопрос журналистки я назвал себя патриотом. На что она переспросила: «Это в хорошем смысле слова?» А я другого смысла-то и не знаю. Может, для кого-то это понятие сегодня замылилось, но для меня оно остается тем же. Это же слово произошло от греческого «патрис» – родина, отечество. Как бы пафосно для кого-то это ни звучало.

Алла Пугачева уже не позвонит

– Недавно в интервью вы негативно высказались о тех, кто уехал из нашей страны. Но я прочитал, что ваш дедушка в свое время тоже эмигрировал из Советского Союза в Канаду...

– Это нельзя сравнивать, там была совершенно другая ситуация: дедушка вынужден был бежать от репрессий... Если бы я принял позицию уехавших сегодня из страны, то я бы предал память моего отца и моей матери, которые были участниками Великой Отечественной войны. Я считаю, что кто уехал, тот против нас, им уже обратной дороги в Россию нет. Для них должны быть закрыты и наше телевидение, и радио, и все концертные площадки. Если ты уехал и нашел работу там – ради бога, живи и работай там. И мешать тебе никто не будет. Я люблю свою Родину и никогда ее не предам, что бы с ней ни происходило.

– То есть, если вам сегодня позвонит Алла Пугачева, с которой вы много лет знакомы, с ней общаться не будете?

– Уверен, что она не позвонит. Да, в свое время мы много общались с ней, я бывал у нее в гостях, и в знаменитом замке у них с Максимом Галкиным* был... Я и сейчас признаю, что Пугачева – талантливая женщина, прекрасная актриса. Но мне непонятен ее такой марш-бросок, когда у нее были миллионы поклонников на всех уровнях! Страна ей дала очень многое! И зарабатывала она хорошие деньги по тем временам... Но, знаете, я все-таки не хочу бросать камень в ее сторону.

– Тем не менее вы положительно высказываетесь об Иване Урганте, который тоже гастролирует сегодня в других странах...

– Я лично не слышал, чтобы Ваня публично как-то негативно высказался о России. Откуда это берется, не знаю. Когда официально он будет признан иноагентом в связи с тем-то и тем-то, тогда я могу на эту тему говорить.

– Недавно произошла история, когда галерист Марат Гельман* выставил на аукцион сборник российских писателей с их автографами. Вырученные деньги он отправил в поддержку украинской армии. Причем писатели об этом и не догадывались, они же просто расписались в книге. А вот если так поступили бы с вашей книгой с вашим автографом?

– Открою вам маленький секрет... Вы можете представить, сколько я дал автографов за свою жизнь?! И каждый раз у меня возникала такая мысль: вот я расписался, а потом кто-нибудь перед моей подписью припишет, например, «я должен Иванову Ивану Ивановичу столько-то денег»! Поэтому мой автограф и моя подпись на официальных документах разнятся.

– А вас разводили на деньги?

– Пробовали, но закончилось все благополучно. Как ни странно, в криминальной среде я пользовался неким уважением. Фамилии называть не буду, иных уж нет, а те далече. Меня просто хотели кинуть на деньги люди, которые мне были должны. Это спонсоры, которые за размещение логотипа в кадре моей программы «Утренняя звезда» обязаны были заплатить... И вот я обратился за помощью к такой же братве, только уже по мою сторону. Они приехали на встречу и все разрулили, деньги мне заплатили в полной мере.

– За помощью к высокопоставленным чиновникам приходилось обращаться?

– Я знаком с очень «высокими» людьми, но никогда ни о чем для себя их не просил! И надеюсь, просить не буду. За других людей что-то выбивать приходилось, но это уже другой разговор. Понимаете, просить за другого всегда легче, чем за себя. Например, я никогда не забуду, как мне в свое время помогла Валентина Леонтьева приобрести квартиру. И я в свою очередь, пользуясь своим именем, кому-то в чем-то помогал... Вообще, раньше в нашей телевизионной среде было абсолютно нормальным пробивать-добывать кому-то домашний телефон, кому-то квартиру, устроить ребенка в ясли. И никакой благодарности, тем более выраженной в деньгах, никто и не ожидал.

На «Утренней звезде» зарабатывали деньги другие

– Насколько часто в той же программе «Утренняя почта» вам приходилось сталкиваться с цензурой?

– Конечно, многое нам приходилось согласовывать, проходить цензуру, и были выпуски, которые так и не вышли: что-то кто-то там нашел для себя непонятное. Например, помню, сняли с эфира программу на тему восточной философии, следуя которой весна – это юность, лето – зрелость, осень – мудрость... Ну, примерно так звучало. И кто-то в этом углядел намек на возраст генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева и членов политбюро... Но сказать, что мы постоянно страдали из-за цензуры, было бы неправдой. Я сам не на все мог повлиять, но что-то подсказывал редакторам, предлагал. Например, в Ленинграде случайно услышал бит-квартет «Секрет» и предложил не только дать им возможность выступить в программе, но и стать в каких-то выпусках моими соведущими. Ребята сразу же стали известными.

– Юрий Александрович, ваша программа «Утренняя звезда», где выступали юные таланты, продержалась в эфире двенадцать лет. Эта передача была полностью придумана вами или все-таки позаимствована у зарубежных коллег?

– Абсолютно от начала и до конца придумана мной. Понимаете, «Утренняя почта», которая дала мне безумно много, в какой-то момент начала меня давить. Все-таки там не все я придумывал, только эпизодами. А возникло желание делать что-то свое. Я оглянулся, что тогда творилось на наших телеэкранах: сплошная чернуха, не хватало чего-то светлого и доброго. Да и на улице – то же самое. Получалось, ребенок другого мира и не видит!.. В конце 1980-х я ушел из отдела дикторов, и мы с супругой организовали свою продюсерскую компанию «ЮНИКС» («Юрий Николаев Студия»). На свой страх и риск взял кредит на огромную денежную сумму и начали делать «Утреннюю звезду» – программу с участием детей и для детей. Целый год я разрабатывал передачу до мельчайших деталей, вплоть до того, какой будет сцена. Признаться, я даже не ожидал, что больше десяти лет программа продержится в эфире. Причем ведь изначально я не задумывал этот проект как конкурс в чистом виде, относился как к интриге, к некой игре. Я хотел, чтобы на талантливых ребят просто обратили внимание. И только потом понял, что воспринимают «Звезду» именно как серьезный конкурс. Кстати, сегодня есть задумки возродить эту программу.

– Вы понимаете, что виноваты в том, что потом на талантливых детях стали зарабатывать деньги?

– Так это началось еще в мое время. По стране гастролировали девочки и мальчики с афишей: «Ведущий «Утренней звезды» Юрий Николаев представляет...» Я об этом и не знал. Зрители покупали билеты, шли на концерт, а Николаева там нет. Им объясняли, что у меня или самолет отменили, или я заболел.

– Помните скандал вокруг проекта «Голос. Дети», когда победила дочь певицы Алсу? Подозревали в подтасовке голосов. Как вы думаете, насколько возможна коррупция в подобных детских конкурсах?

– Знаете, насколько мне было просто и свободно общаться с детьми, так тяжело было общаться с их родителями, воспитателями, руководителями коллективов. Столько приходилось выдерживать нападок и обвинений в свой адрес! В какой-то момент я даже потребовал, чтобы ни ко мне, ни к членам жюри никого из взрослых не подпускали. Лично у нас не было такого, чтобы я или жюри перед кем-то прогнулись. Ведь в «Утренней звезде» участвовали и дети известных людей, которые так же, как и все, проигрывали. А говорить о сегодняшних детских конкурсах... В любом случае судейство подобных состязаний всегда субъективное.

*Власти РФ считают иноагентом.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика