Леонид Гайдай обвинял Марка Захарова в уголовном преступлении
Захаровские «12 стульев» изначально посчитали хулиганством и уголовкой
13 октября режиссеру Марку Захарову исполнилось бы 90 лет. Ровно за пять лет до его рождения впервые был опубликован роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». В 1976 году Захаров экранизировал это произведение.
Остап Бендер – последняя роль Марка Захарова
Артист Михаил Козаков назвал этот фильм «музыкальным хулиганством». А режиссер Леонид Гайдай, который в свое время годами пробивал идею экранизировать знаменитый роман и сделал это раньше Захарова, посмотрев его творение, возмущался: «Это же уголовное преступление!» Да и сам, тогда еще дебютант в большом кино, Марк Анатольевич поначалу был недоволен результатом.
– Картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста – в общем, не бог весть что! Но я ведь снимал не для кинотеатров, а для телевидения, – говорил он.
И только спустя годы, когда фильм стали называть уже классикой советского кино, Захаров скромно заметил: «Наверное, что-то в этом есть!»
Недовольство Гайдая понять можно: он не утвердил на роль Остапа Бендера Андрея Миронова, а на роль Кисы Воробьянинова пробовал Анатолия Папанова. И тут в фильме Захарова эти актеры все-таки сыграли главные роли. Причем режиссер выбрал их на стадии написания сценария.
– Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в Театре сатиры, – рассказывал Марк Анатольевич.
Перед работой режиссер высказал лишь одно пожелание Миронову: «Играй «тухлый взгляд» Шуры Ширвиндта!»
– Да, я всегда хотел сыграть Бендера, но этого не случилось, хотя несколько раз пробовали, – говорит Александр Александрович. – Маркуша воткнул Андрюше мою курительную трубку и сказал про мой «тухлый взгляд». Вот так он и сыграл: с моей трубкой, с моим взглядом... Не проще ли было взять первоисточник?!
Кстати, Захаров, когда в начале 1960-х служил артистом в московском Театре миниатюр, тоже играл Остапа Бендера. После этого он ушел из актерской профессии. Но, как бывший артист, Захаров хорошо знал, как унизительно проходить пробы. Поэтому часто утверждал актера на роль без проб.
Так случилось и с Лидией Федосеевой-Шукшиной (мадам Грицацуева). Марк Анатольевич не сомневался, что играть должна именно она. Незадолго до съемок актриса похоронила своего мужа Василия Шукшина, а непосредственно на съемочную площадку приехала с похорон отца. Но Лидия Николаевна выполняла все поставленные задачи: улыбалась, смеялась, танцевала. Хотя не смогла записать песню («Шимми – это танец заграничный...») – голос все-таки дрожал. За нее это сделала певица Валентина Игнатьева.
Также без проб появилась в роли Эллочки-людоедки актриса захаровского Театра имени Ленинского комсомола Елена Шанина. Роль она сыграла так, что героиню даже увековечили в бронзовом памятнике в Харькове.
– Марк Анатольевич предложил мне эту роль после того, как я изобразила в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в сцене танца чилийских красоток этакий «привет» Лайзе Миннелли из фильма «Кабаре» – шорты, хвосты на голове, – вспоминает Елена Юрьевна. – Ему понравилась моя находка. Сниматься в этом фильме было очень весело, Захаров фонтанировал на площадке. Когда снимали сцены со мной, он сам ходил с ведром клея, клеил на шкафах иностранные этикетки, никому не доверял. Видно было, как ему это доставляло особое удовольствие. Но когда фильм вышел, такого смеха, который был на съемочной площадке, не было – реакция зрителя была сдержанной. Наверное, не все шутки были поняты. И только после второго или третьего показа картина стала все больше и больше нравиться. У Марка Анатольевича вообще и в театре, и в кино есть такие преждевременные вещи. Он угадывал темы, шутки, музыку, когда не все зрители были к этому еще готовы.
Фантазии Любови Полищук
Артист Михаил Светин, сыгравший в фильме инженера Брунса, шутил, что Захаров на съемках, как дебютант, всего боялся и позволял актерам импровизировать.
– Ролан Быков – отец Федор, так раскомандовался во время съемок нашей сцены! – возмущался Михаил Семенович. – Я даже в какой-то момент психанул, говорю Захарову: «Уйми этого Быкова! А то я за себя не отвечаю!» Ролан же по природе своей еще и режиссер, вот и взял на себя некие режиссерские функции на съемках.
Фильм Захарова стал кинодебютом и для актрисы варьете Любови Полищук. Она танцевала танго вместе с Мироновым. Этот эпизод особенно запомнился зрителю тем, что актер несколько раз скидывает ее с рук куда-то вниз.
– Снимали мы эту сцену четырнадцать дублей подряд, а перед этим долго репетировали, – рассказывала актриса. – То, что он бросает меня на пол – это изначально была импровизация Андрея, я сама не ожидала. Захарову понравилось, и он это «закрепил». Какие-то подушки укладывали на пол, но Миронов во время танцев их разбрасывал. Поэтому я каждый раз падала на цементный пол, даже однажды сознание потеряла. И в моменте, когда мною Андрей прошибает окно, случилось непредвиденное – стекло посыпалось, и прямо на меня. После съемок на меня страшно было смотреть: вся в синяках, ссадинах, костюм разодран.
Однако сам Марк Анатольевич утверждал, что Полищук фантазирует: на полу были постелены большие мягкие маты, дескать, он никогда бы не причинил актрисе травму.
Советский Союз на фоне империализма?
Во всех своих постановках и в театре, и в кино Марк Захаров уделял особое внимание музыкальному сопровождению. Считал, что музыка, песни – одно из главных составляющих успеха.
– Вообще, любое значительное произведение в искусстве на конечном этапе переливается в музыку, – считал Марк Захаров. – Кто сегодня читает или перечитывает «Фауста» Гёте? Единицы! А куплеты из одноименной оперы, выражаясь современным языком, стали настоящими шлягерами.
Для «12 стульев» песни написали Геннадий Гладков и Юлий Ким. И почти все песни стали шлягерами, которые до сих пор исполняют актеры. Особенно стала популярной песня «Белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей». В этом после Карибского кризиса некоторые критики уловили патриотический контекст: не Советский Союз ли это на фоне стальных империалистических подводных лодок?!
Но авторы песни уверяют, что вовсе ни о чем таком не задумывались, а просто хотели показать дух авантюризма героев знаменитого романа Ильфа и Петрова.
«12 стульев», 1976 г., комедия, т/о «Экран» Премьера 2 января 1977 года Автор сценария и режиссер Марк Захаров
В ролях: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Савелий Крамаров, Георгий Вицин и другие. Закадровый текст читает Зиновий Гердт.
В фильме снялись некоторые актеры, которые играли другие роли в экранизации Леонида Гайдая: Юрий Медведев, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Григорий Шпигель, Павел Винник.