Кукольный киноТЕАТР, или Невероятные приключения «Барби» в России
«Собеседник» выяснил, какими пиратскими тропами полузапретный блокбастер добрался до российских кинотеатров
Фантастическая комедия Barbie собрала в мировом прокате более 1,4 млрд долларов и установила сразу несколько рекордов: стала самым кассовым фильмом в истории американской студии Warner Bros. (WB), самым кассовым фильмом, снятым режиссёром-женщиной, и самым кассовым фильмом этого года! «Собеседник» пообщался с одним из тех, кто непосредственно привозил пиратские копии ленты в нашу страну.
– Неофициальный прокат не значит неразрешённый, – объясняет кинодистрибьютор Игорь Яшкин (имя и фамилия изменены). – Ведь если бы «Барби» (как и «Оппенгеймер») в самом деле не разрешили к показу в России, рисковать и показывать их никто не стал бы. Но обошлось. И у нас с середины сентября крутят не что-то некачественное, переснятое пиратами с экрана на телефон, а точно такие же копии, какие WB продаёт всем странам, с которыми сотрудничает. Эти копии мы купили у одной из таких стран.
– И у какой же?
– У дружественной. Назвать её не могу, а то и партнёров подставим, и бизнес накроется, и «кина не будет». Отмечу, что такая перепокупка нам обошлась ровно в два раза (!) дороже, чем если бы брали напрямую у WB. У каждого кинотеатра столько копий, сколько сеансов одновременно в нём идёт. То есть если «Барби» крутят один раз в день, то и копия одна. А если вечером в расписании сразу два показа в разных залах, значит, и копий две. В Москве «Барби» идёт в 13 кинотеатрах, здесь 70 копий. А всего в Россию их завезли 350 штук – на 120 городов. Копию с копии снять нельзя – у каждой уникальный цифровой ключ. Пираты ещё не научились его взламывать. Надо понимать, что технология показа на большом экране – это не просто вставил флешку с фильмом, и картинка пошла, музыка заиграла. Это сложная процедура. Раньше привозили с киностудии киноленту и запускали. Сейчас – та же по объёму и сложности лента, только цифровая. И когда каждую из них ставят в кинотеатре, включается метка – и денежка пошла. Денежка идёт в WB – авторские отчисления.
– Они видят, что денежка им капает из России?
– А вот тут мы подстраховались. Наши пираты с помощью программ, что работают по принципу VPN, научились менять метаданные копий, в том числе геолокацию. И WB думает, что фильм включили в той самой дружественной стране, допустим в Турции, или Казахстане, или Китае. А его на самом деле в это время смотрят, к примеру, в Ростове-на-Дону! Язык озвучания они не «видят», так как в каждом государстве он всё равно свой и никто его не отслеживает.
– «Барби» идёт как «предсеансовое обслуживание» неких наших мультиков и короткометражек.
– Понятие «предсеансовое обслуживание» появилось ещё в 1990-х, когда пираты боялись указывать на билетах название пиратского фильма. Мало ли, полиция в зал нагрянет, а любая бумажка, тем более с ценой, это существенная улика. Теперь же это скорее дань традиции, но и подстраховка тоже. Все эти мультики и короткометражки получат свою долю от проката, и немаленькую.
– Так что им в этой ситуации очень повезло?
– Повезло?! «Барби» не так просто их «обслуживает» перед сеансом. Там такая борьба идёт между производителями этих мультиков! Чтобы ребята совсем уж не передрались, голливудская нелегалка между ними давно распределена – до середины следующего года. И на «Барби» заработают не только они, а огромное количество заинтересованных лиц из самых разных индустрий. Вот, например, Тимати запустил под премьеру в своей сети бургерных «Барби комбо». А мы в ТЦ «Кунцево Плаза» открыли «Барби Хаус» – огромный розовый дом для фотосессий с оригинальными куклами Барби разных лет. С неё поимели все! Продавцы косметики и парфюма, модные и музыкальные бренды… Впрочем, мы, пираты-дистрибьюторы, заработаем на «Барби» не так хорошо, как Тимати.
– Почему?
– Потому, что живём в такой потрясающей стране, где этот фильм уже все, кто хотел, спокойно посмотрели на разных нелегальных сервисах и платформах в интернете. И все из-за затягивания премьеры. Несмотря на красоту картинки, «Барби» – это не «Аватар-2», который будут ждать долго именно на экране из-за его потрясающей графики. Нормально было подождать «Барби» одну, ну максимум две недели после мирового релиза 21 июля. Но показывать её два месяца спустя… По нашим прикидкам, мы потеряли 70% потенциальных клиентов. Да, лишь одна треть зайдёт и посмотрит в кинотеатре. Скажу аккуратно: возможно, вся эта история с якобы запретом проката от Министерства культуры РФ придумана искусственно. Ведь одно дело – что-то заявить про «несоответствие традиционным российским духовным ценностям», а другое – реально запретить.
– Если Минкульт ни при чём, почему три раза переносили премьерный показ?
– Копии шли к нам окольными путями. Сначала мы планировали ввезти «Барби» через Украину…
– Ну это уже верх цинизма!
– Это оказалось… сложно. Белоруссия нам тоже помочь не смогла. Через Европу, даже Восточную, это больше практически не работает. Поэтому везли через Азию и Африку самолётами и кораблями. По интернету, виртуально, повторюсь, передать невозможно. Надо понимать, что в кинотеатрах все оборудование американское. Поэтому любой другой вариант не сработал бы ещё по этой причине.
– И что же, в WB ни о чем не догадываются?
– Конечно, догадываются. Если раньше условная Турция брала у них 700 копий, а теперь 1050. Они ведь знают, сколько кинотеатров в стране, там стоит их оборудование.
– Первый раз в жизни была на премьере в столичной окраине Кунцево. Почему не сделали, как обычно, в «Октябре» или «Художественном»?
– Потому что крупные сети взять «Барби» не рискнули. Те, у кого номинальные владельцы – россияне, а реальные – американцы, и они безумно боятся санкций у себя на родине. А армяне, азербайджанцы, евреи, русские, кто работает в небольших сетях, ничего не боятся. Так как знают: если более чем в ста городах страны «Барби» идёт открыто, со всеми афишами, рекламами и коллабами – наказывать никто никого в России не будет.
Комментарий юриста
Вячеслав Кедров, адвокат, специалист в области защиты интеллектуальной собственности:
– Это, конечно, чистой воды пиратство. Что может сделать в этой ситуации WB? Обратиться в российский суд с требованием как запретить показ своего продукта, на который Россия не получила лицензию, так и потребовать материальную компенсацию за уже показанное. Только вот факт пиратства юристам американской студии ещё придётся доказать.
Афиши – как в самом кинотеатре, так и на сайте – не доказательство. Многочисленные статьи в СМИ о прокате фильма у нас, как и отзывы аудитории в соцсетях, не учтутся без свидетельских показаний в суде тех, кто писал. Есть, конечно, способ зафиксировать нарушение: сходить на сеанс с нотариусом, который документально подтвердит, что видел на экране именно ту самую «Барби».
Но даже если иск удастся подать, судебное разбирательство наверняка будет длиться годами. Есть ещё нюанс – политический. Наши суды начали учитывать санкции в делах об интеллектуальных правах. Недавно арбитраж в Кирове отказал британской компании в защите прав на изображение Свинки Пеппы только на основании того, что Лондон ввёл санкции против РФ. Так в решении и написали!