«Айта» отсюда! Чем провинился якутский Афоня
За что запретили самый кассовый якутский фильм?
От онлайн-кинотеатров потребовали удалить из своих библиотек фильм «Айта» режиссёра Степана Бурнашева, который стал самым кассовым якутским фильмом за всю историю. В картине усмотрели наличие «деструктивной информации, противоречащей принципам единства народов России». «Положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчёркнуто негативным чертам героев другой национальности», – говорится в заявлении Роскомнадзора.
Мягко говоря, это спорное решение, учитывая, что фильм в своё время получил прокатное удостоверение Минкультуры РФ, завоевал два приза, в том числе за лучшую режиссуру, на престижном московском кинофестивале «Зимний», собрал ворох положительных газетных рецензий в федеральных изданиях и 26 миллионов рублей в прокате. «Айту» посмотрели на больших экранах порядка 80 тысяч зрителей, и ни от кого из них не доводилось слышать выражение протеста в связи с содержанием фильма.
Могу предположить, что сотрудников Роскомнадзора смутил основной конфликт фильма, связанный с самоубийством юной героини Айты, у которой находят записку с именем Афоня. Односельчане скоропалительно решают, что в её смерти виноват полицейский Афанасий, накануне подвозивший девушку. Он к тому же русский, чужак, приехал на заработки из воронежской деревни.
Начальник местного отдела полиции сажает Афанасия в камеру, но не собирается отдавать его на растерзание вооружённой охотничьими ружьями толпе, он хочет докопаться до правды. Особо отчаянные головы тем временем готовятся штурмовать полицейский участок с помощью трактора. Ширится якутский бунт, бессмысленный и беспощадный. В финале (простите за спойлер) выяснится, что Афанасий, не будучи образцом добродетели, в данной ситуации не виноват. В соседней деревне отыщется подлинный виновник случившегося – подросток-якут по имени Афоня.
Толпа прозреет от своей слепоты, раскается в содеянном. Местная власть покажет образец выдержки в раскалённой ситуации. Жёсткий, но гуманный в своих выводах фильм не сталкивает лбами «хороших» якутов и «плохих» русских (и наоборот), а судит героев по их делам. Не разжигает межнациональные распри, а осуждает ксенофобию. Так что хороший фильм пострадал, на мой взгляд, абсолютно невинно.