«Музыкальный ринг»: цензура, комсомол и рок-н-ролл
40 лет назад супруги Тамара и Владимир Максимовы придумали новый телевизионный формат
«Музыкальный ринг» выходил сначала в виде 15-минутной рубрики в рамках передачи «Горизонт» Ленинградского телевидения. Позже музыкальное шоу стало выходить самостоятельно. В годы перестройки именно по этой программе западные наблюдатели судили об уровне гласности в СССР.
Гребенщикова спасли пародии
Несмотря на жесткий формат советского ТВ, музыкантов еще с «Горизонта» старались показать в необычном ракурсе. Например, композитор Раймонд Паулс участвовал в съемках вместе со своими молодыми латышскими подопечными, которые выступили в эфире с длинными волосами, исполняя песни из мюзиклов маэстро и рок-н-ролл.
А первый бой уже на самом «Музыкальном ринге» состоялся в 1984 году, его приняли Борис Гребенщиков с группой «Аквариум». Тогда формат поменяли: вопросы исполнителям задавала не ведущая, а зрители, находящиеся в зале. Часто это были работники из комсомольских организаций. Максимовы пригласили их специально, чтобы эти молодые люди помогли сделать все, чтобы Гребенщикова и его музыкантов пропустили на телевидение. Придумали подать выступление «Аквариума» как сюжет с вопросами музыкантам и с песнями, которые назвали пародиями. «Комсомольцы» с заготовленными вопросами (партитура ответов на них была у Гребенщикова) сидели в разных концах зала, чтобы никто не догадался о «подсадных утках». Но звучали вопросы и от обычных зрителей.
– Раньше было обязательным правилом: текст любой песни, с первого до последнего слова, включая «ей-ей-ей» и «ай-ай-ай», представлять на утверждение, – иронизирует в своих мемуарах Максимова. – В каждой инстанции спрашивали: «Кто это – «упавший вниз»? На что намек?» Отвечаю: «Это песня-пародия. В сценарии автор песни все объясняет перед началом». И так далее. «Аквариум» продержался в кадре час, и съемку не прекратили. А такая опасность была: ведь останавливали же выступления рок-групп на концертах, а зрителей разгоняли. Но все прошло благополучно. На вопросы Гребенщиков отвечал осторожно. Через неделю уже 45-минутную (вместо 15-минутной!) рубрику программы «Горизонт» сдавали большому худсовету студии. В результате запись вышла в эфир почти полностью.
Одежда Пугачевой для Агузаровой
В 1986 году формат «Музыкального ринга» снова чуть поменялся: к тем, кто задает вопросы из зала, присоединились журналисты. И страсти в студии накалились. Так произошло во время записи программы с группой «Браво», где тогда солисткой выступала Жанна Агузарова. Для нее это было первое появление на телевидении. Особый интерес у зрителей вызвало то, что представляла группу сама Алла Пугачева. Эту идею Максимовым предложил музыкальный критик Артемий Троицкий*.
– Откровенно говоря, даже мы с Володей не очень-то верили в приезд Пугачевой, – вспоминает Тамара Максимова. – Да и заинтересованности личной у нее не было: по телефону договорились, что она исполнит лишь одну песню в перерыве между раундами. Остальную программу готовила группа «Браво». Пугачева в очередной раз удивила. Никто так и не догадался, что она приехала в Ленинград больная, с высокой температурой, и первую репетицию пришлось даже провести не в студии, а прямо в гостинице.
Как вспоминают очевидцы, Жанна перед встречей с Пугачевой очень волновалась: до этого они не виделись и песни в исполнении юной певицы Алла Борисовна не слышала. Ожидая в гостиной двухэтажных апартаментов Пугачевой в гостинице, Агузарова замучила всех вопросами: «Вы думаете, ей понравится? А моя фамилия? Может, псевдоним мне придумать? Джосен Агу или Жанет Крошка, что-нибудь такое». Ее успокаивал руководитель «Браво» Евгений Хавтан. Когда Пугачева вышла к гостям, послушала записи, то объявила, что участвовать в передаче все-таки будет. Перед съемкой она дала Жанне одежду из своего гардероба – юбку, кофту, сапоги, пояс, велела переодеться.
– Это она сделала специально, чтобы меня подставить, – мандражировала перед выходом на площадку Агузарова. Но послушалась старшую наставницу.
Самые острые вопросы Алла принимала на себя. Делала это профессионально, с вызовом, провоцируя зрителей. Но в конце съемок, поспорив с одним из них, не выдержала и ушла из студии. Этот уход из эфира вырезали. Впрочем, и саму передачу показали не на Центральном телевидении, где тогда уже шла программа, а лишь на ленинградском канале, и то через два месяца: цензоры выпуск этого «Музыкального ринга» проверяли в разных инстанциях. Позже о том, как вела себя в телеэфире Пугачева, состоялась серьезная беседа со всеми ведущими артистами «Росконцерта». Решили, что их выступления по телевидению впредь будут строго контролироваться.
Далеко не все артисты стремились попасть в популярный тогда «Музыкальный ринг». Например, не удалось договориться с Юрием Антоновым, хотя тысячи зрителей в своих письмах умоляли показать известного музыканта. Два года уговаривали принять участие в передаче Михаила Боярского.
Цензоры не пропустили в эфир передачу с группой «Алиса» и ее лидером Константином Кинчевым. Особенно возмутили две песни – «Мое поколение» и «Мы вместе!», которые назвали фашистскими. Более того, запись потребовали стереть. После истории с «Алисой» в редакции пошли разговоры, что будут закрывать.
Леонтьева «порезали» из-за брейка и фанатов
Ситуацию спасло участие в «Музыкальном ринге» Валерия Леонтьева в 1986 году: выпуск с ним стал самым рейтинговым на ЦТ. «Слышал много о вашем «Ринге», какой там экзамен музыкантам устраивают. Это правда, что и про прическу спросить могут? Это даже забавно, пожалуй! Но для меня большое значение имеет площадка. Я много двигаюсь – телевизионщики этого не любят», – ответил артист на предложение Максимовых сняться в программе. В студии Леонтьева прождали больше часа. Валерий вбежал, выхватил у кого-то из зрителей фотоаппарат и сделал снимок на память. Кому-то протянул тут же отколотый от костюма значок. Перед зрителями он извинился за опоздание.
«Музыкальный ринг» с Леонтьевым пролежал на полке три месяца, поскольку тогда артист был в списке «нежелательных» для телеэфира. Из программы вырезали пять минут. Авторам пришлось убрать размышления Леонтьева о брейке, который тогда только начинался в Советском Союзе. Вырезали и разговоры о фан-клубах, возникавших в разных городах страны вокруг песенных кумиров.
Корнелюка спас шоколад
Вскоре авторы передачи снова изменили формат: теперь в прямом эфире стали устраивать поединки артистов между собой. Причем появилось и телефонное голосование телезрителей. Так, например, соперничали подруги по жизни Лариса Долина и Ирина Отиева. Говорят, после этой программы они разругались. Столкнулись на передаче ленинградские композиторы Игорь Корнелюк и Виктор Резников.
– Волновался я страшно, – вспоминает Корнелюк. – За неделю до съемок ел только шоколад: услышал, что он помогает стать умнее. Конечно, мы с Витей не чувствовали какого-то соперничества, просто общались со зрителями.
«Музыкальный ринг» закрыли в 1990 году. Спустя семь лет Максимовы пробовали возродить программу. Но артистам приходилось самим искать спонсоров, чтобы платить за эфир. Тамара и Виктор Максимовы не выдержали новых правил, навсегда покинули ТВ и уехали жить на Кипр.
*Теперь российские власти считают иноагентом