Две звезды: сериалы «Шаляпин» и «Раневская»

«Собеседник» побывал на презентациях и оценил новинки

Фото: Кинопоиск

Кадры из сериалов «Шаляпин» и «Раневская»

Порой создаётся впечатление, что руководители двух главных федеральных телеканалов («Первый» и «Россия 1») за рюмкой чая бросают жребий, про кого из легенд снимать очередной биографический сериал. Например, «Тебе – Гурченко, тогда мне – Вертинский, тебе – Мессинг, а мне достаётся Ванга». На этот раз телеканалы «поделили» советских знаковых артистов – Фаину Раневскую и Фёдора Шаляпина. 

Шаляпин

Премьера состоится на телеканале «Россия 1» 13 февраля, в день 150-летия оперного певца. После выхода на ТВ серии появятся в онлайн-кинотеатре Okko.

Главная роль

В Фёдора Шаляпина перевоплотился Александр Горбатов. Актёр уже вживался в роли представителей богемы Серебряного века – в сериале «Мурка» играл поэта Эдуарда Багрицкого.

Фото: Кинопоиск
Кадр из сериала «Шаляпин»

Шаляпина искали почти полгода, перебрали множество претендентов, но по интересному стечению обстоятельств кастинг начался и закончился Горбатовым. Актёр по своим внешним данным сначала показался создателям чересчур попадающим в образ, и решено было попробовать других. Никого лучше не нашли. Хотя, конечно, глядя на фото, можно заметить, что певец Шаляпин все же был крупнее и дороднее актёра Горбатова...

На экране «гениальный сын земли русской» одновременно жадничает переплатить извозчику и жертвует анонимно большие суммы бедным артистам. Грубит и хамит, но душа у него нежная.

– Шаляпин не переставал меня удивлять. Все мы, артисты, эмоциональные люди, иначе нас не было бы на сцене. И в чем-то немного садомазохисты, – объясняет метания своего героя Горбатов.

Но Шаляпин – это ещё (если не в первую очередь) голос. Свой голос сериалу дал Ильдар Абдразаков, дважды уже игравший Фёдора Ивановича в кино – в «Ёлках 1914» и «Караморе». Теперь певец остался за кадром, звучат лишь арии в его исполнении. Кстати, свой тембр Абдразаков специально подстраивал под голос и артикуляцию Горбатова.

Что правда, а что придумали

Оперный певец оставил после себя две книги воспоминаний: «Маска и душа» и «Страницы из моей жизни». Их-то и взяли создатели сериала за основу, чтобы показать время и окружение «истинного титана сцены» его глазами, добавив ещё уйму других исторических материалов. 

– Конечно, Шаляпин у нас – художественный образ, но создан он на основе исторических документов, которые мы внимательно изучили, – рассказал режиссёр сериала Егор Анашкин. – Много вещей не вошло, потому что объем восьми серий не позволяет всё включить. Например, как Шаляпин учился у Дмитрия Усатова в Тифлисе.

В число этих многих вещей попал и большой кусок жизни певца, связанный с его эмиграцией из Советской России. Почему?

Во-первых, в Париже сейчас трудно снять российское кино, а во-вторых, по словам создателей, причина та же: всего не включишь. Вместе с тем продюсеры сериала намекнули, что оставили себе задел для создания второго сезона. 

Фото: Кинопоиск
Кадр из сериала «Шаляпин»

Стремление к исторической правде – это хорошо, но от разницы взглядов на события никуда не деться. И кажется, что в целях драматургии некоторые события из жизни царя-баса показаны все же немного однобоко. Как и его отношения с отцом. Простыми их назвать не получается, но так откровенно с родителем Шаляпин вряд ли конфликтовал, как показано в кино. Отца он, несмотря ни на что, уважал и всегда носил его фотографию с собой.

Привет из прошлого

В сериал добавили найденные в документах интересные штрихи про само время. Оказывается, традиция сгонять гимназистов и кадетов на обязательные мероприятия появилась не в советское время – так поступали в Императорском Большом театре, чтобы места не пустовали на спектаклях. Но потом появился Шаляпин и стал всегда делать кассу.

Раневская

Здесь, напротив, показ начнётся с онлайн-кинотеатра. С 8 февраля фильм выйдет на платформе KION. Позже, весной, обещают премьеру на «Первом канале».

Главная роль

Фаину Раневскую предложил вспомнить генеральный директор «Первого» Константин Эрнст. Над сценарием работали семь лет, несколько раз переписывали. Главную роль должны были сыграть две актрисы: одна – молодая, другая – пожилая. Но влиятельный Эрнст настоял: исполнительница главной роли будет одна. После долгих проб режиссёр сериала Дмитрий Петрунь выбрал актрису Мариэтту Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук и художника Сергея Цигаля. Сама Мариэтта признается, что её участие в этом проекте – это «слабоумие и отвага».

Фото: Кинопоиск
Кадр из сериала «Раневская»

Цигаль-Полищук не в первый раз играет легенду. Например, в сериале «Крылья империи» она перевоплотилась в Анну Ахматову. А на роль Раневской Мариэтта уже пробовалась в других двух проектах, которые не состоялись. Перед пробами в этот сериал актрисе дали на подготовку всего неделю. По признанию Мариэтты, всё это время она проплакала от ужаса и волнения. Но в то же время читала книги о Раневской, воспоминания о ней, встретилась с Еленой Камбуровой, которая дружила с легендарной актрисой, и получила от неё благословение. И в итоге претендентку на главную роль в «Раневскую» утвердили.

Загримированное лицо Мариэтты Полищук-Цигаль снимали отдельно, и при компьютерной комбинации вставляли в фильм вместо реальной Раневской. В некоторых моментах действительно теряешься: настоящая это Раневская или нет?!

Что правда, а что придумали

– Вообще, этот сериал – фантазия о том, как мог бы жить человек, артист в это время, – делится Цигаль-Полищук. – Если же вы хотите узнать что-то о Раневской, то посмотрите фильмы с её участием, телевизионное интервью, которое она дала когда-то Наталье Крымовой, и почитайте книгу о ней Алексея Щеглова. А у нас – художественное кино, это фантазия.

Молодую Раневскую сегодня никто и не вспомнит: не осталось ни видеохроники, ни её современников. Поэтому образ пытались создать по немногочисленным оставшимся фотографиям. И факты из её ранней биографии явно пришлось сценаристам допридумывать. Сама актриса почти не давала интервью и не любила делиться с окружающими событиями своей прошлой жизни. 

Молодую Фаину (тогда ещё Фанни Фельдман), которая живёт в богатой еврейской семье в Таганроге, почти насильно хотят выдать замуж за сына другой богатой еврейской семьи. Раневская всячески противится этому, на одной вечеринке при гостях прочитала Шекспира: «Так вот она забота ваша – за нелюбимого просватать, за нелюбимого мальчишку...»

Фото: Кинопоиск
Кадр из сериала «Раневская»

Неизвестно, было именно так в жизни Раневской или нет. Явно придуманных фактов в сериале много. Например, как уезжала Раневская в Москву, а плачущий отец провожал её на перроне, хотя был против её отъезда.

Впрочем, осталось и то, что, как говорится, лежит на поверхности: дружба с Любовью Орловой, ссоры с режиссёром Театра имени Моссовета, где в последние годы служила актриса, Юрием Завадским, противостояние с примой театра Верой Марецкой. «Старая тётка влюбилась в какого-то дурака с пропеллером» – про озвучку Фрекен Бок, «Идите в жопу, пионэры» – многие крылатые высказывания только приписывают Раневской, но на эти фразы часто опирались сценаристы сериала.

Привет из прошлого

По документам Раневская, которая взяла когда-то псевдоним в честь героини пьесы Чехова «Вишнёвый сад», была Фаиной Григорьевной. Но сама она любила, чтобы к ней обращались как к Георгиевне. Причин она не объясняла.
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика