Зачем Алла Пугачёва ходила в КГБ
И почему Примадонна затаила злобу на другую популярную певицу – Татьяну Анциферову
В этом году исполняется 45 лет фильму Леонида Квинихидзе «31 июня». Ставшие хитами песни из этой картины исполнила певица Татьяна Анциферова, хотя изначально фонограмму хотела записать Алла Пугачёва. Но композитор Александр Зацепин выбрал малоизвестную тогда Анциферову. После этого Алла Борисовна перестала общаться с маэстро и затаила ненависть к молодой исполнительнице.
«Зацепин попал на большие деньги»
Сотрудничество Пугачёвой и Зацепина началось после того, как в 1975 году певица получила Гран-при на международном конкурсе в Болгарии «Золотой Орфей» за исполнение песни «Арлекино». Композитор тогда предложил ей записать несколько песен для фильма «Отважный Ширак». Картину уже никто и не помнит, а вот одна из композиций, прозвучавших там – «Волшебник-недоучка», – стала популярной. После этого Пугачёва записала песни Зацепина для фильма «Фантазии Веснухина», и снова они стали настоящими шлягерами, например «Рисуйте, рисуйте» и «Куда уходит детство».
Казалось бы, образовался настоящий творческий тандем. Александр Сергеевич старался во всем помочь будущей приме советской эстрады. Когда делали фотосессию Пугачёвой для журнала «Огонёк», Зацепин предоставил для съёмок свою квартиру, а его супруга изображала перед журналистами домработницу Аллы. Композитор бесплатно отдал певице свою студию для записи песен к фильму «Женщина, которая поёт». И вот в конце 1970-х Зацепину предложили поработать над саундтреком к кинокартине «31 июня». Все были уверены, что он первым делом позовёт свою любимую Аллу. Говорят, она и сама на это надеялась.
– Пугачёву я уже видела тогда по телевизору, слышала её, – вспоминает Татьяна Анциферова. – Знаю, что на тот момент Александр Сергеевич был сердит на Аллу. Она его подставила в работе над фильмом «Женщина, которая поёт».
Зацепин предоставил Пугачёвой для записи песен для этой картины (например, «Этот мир») свою знаменитую, очень дорогую по тем временам студию и своих сотрудников. А она втихаря записывала там и другие свои песни, которые якобы написал для неё вымышленный парализованный композитор Горбонос. Потом оказалось, что такого человека не существует, это были её собственные песни. Александр Зацепин попал на большие деньги.
Я тогда не знала всех этих разборок, поэтому, когда мне предложили записаться для фильма, согласилась. Хотя, признаться, поначалу вовсе не хотела: мне казалось, всё это как-то несерьёзно. Я уже много гастролировала со своим ансамблем, этого было достаточно. Записала, чтобы только от меня отстали.
Причём в фильм вошли мои первые пробные записи. Зацепин мне не сделал ни одного замечания. Помню, песню «Мир без любимого» я записывала, лежа на ковре в полной темноте. Ну вот так мне захотелось. Представляла, что лежу на траве, надо мной проплывают облака. Кстати, многие песни в исполнении других певцов, например Ларисы Долиной, не вошли в окончательную версию фильма. И я не ожидала, что ждёт меня в дальнейшем.
Фильм ещё не вышел на экраны, а записи песен Зацепина в исполнении Анциферовой уже продавали на чёрном рынке. Они стали известными, а певица популярной. Наверное, это и взбесило советскую Примадонну.
– Ещё жив один человек, который раньше работал в КГБ, и он рассказывал мне, что из 5-го управления их организации на Центральное телевидение пришло распоряжение внести меня в чёрный список, – говорит «Собеседнику» Татьяна. – Тогда же я об этом не знала, недоумевала: ну почему меня никуда не пускают, было очень обидно. Оказывается, заместитель председателя КГБ Андропова некий Филипп Бобков был большим поклонником и приятелем Пугачёвой. Ему она и пожаловалась на Зацепина и на меня. Он сделал такое распоряжение. Считаю, со стороны Пугачёвой это было большой подлостью.
Можно было бы не поверить Анциферовой, но как-то в интервью Ксении Собчак Алла Борисовна рассказывала, как однажды по распоряжению того самого Бобкова её выпустили за границу.
– Мне тогда вдолбилось в башку, что нужно купить платье, которое я как-то в поездке видела в Германии, – говорила Алла Борисовна. – И, выпив для смелости, я поехала на Лубянку в КГБ. Сказала Бобкову о своей проблеме, и он тут же распорядился, чтобы меня выпустили в Западный Берлин за платьем.
«Пытаются унизить Аллу. Зачем так?!»
После выхода на экраны фильма «31 июня» Анциферову действительно было запрещено снимать на телевидении. Но в 1980 году она вдруг появилась на церемонии закрытия Олимпиады в Москве и в дуэте со Львом Лещенко спела песню «До свидания, наш ласковый Миша».
– Теперь я знаю, что изначально планировалось, чтобы Лещенко один исполнил эту песню, но авторам – Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову – показалось, что не хватает женского голоса, – рассказывает Анциферова. – Слышала, что пробовали многих певиц, среди них – Валентина Толкунова, Людмила Сенчина и другие. Но было же лето, не все находились в столице.
И тут моя подруга – музыкальный редактор Дина Берлин – встречает меня на радиостанции, говорит, чтобы я срочно поехала на «Мосфильм». Я приехала, под руководством Пахмутовой быстро записала песню. Причём меня обманула Александра Николаевна, сказала, что я буду одна петь. Я старалась, сделала все, что нужно.
Потом мне предложили отдохнуть – пойти в кафе пообедать. Оказалось, что в этот момент записывали Лещенко. После этого нам предложили записать песню дуэтом. Говорят, именно Александра Николаевна повлияла на то, чтобы песня вышла именно с моим голосом.
Потом позвали на запись программы «Песня года». Мы с Лещенко там эту песню исполнили. Мне кажется, он был недоволен моим присутствием рядом, но все же терпел. На этих съёмках мне подарил букетик гвоздик сам Леонид Утёсов. Я этим очень гордилась. Но эпизод, в котором он вышел, подарил мне цветы и поцеловал руку, вырезали из эфира.
Ходят слухи, что Анциферова «перешла дорогу» Пугачёвой и с исполнением песни «Айсберг». Но сама певица это опровергает.
– Когда-то я помогла тогда ещё начинающему композитору Игорю Николаеву записать две песни для спектакля «Команда» в театре «Современник», – вспоминает Татьяна. – И вот летом 1982 года Игорь, который уже работал в коллективе Аллы, спел мне песню «Айсберг». Спросил: «Тебе нравится?» Я ответила, что нравится. Тогда он сказал: «Если моя хозяйка снова откажется её петь, то я тебя попрошу записать». Я ответила согласием. Но записала все же Пугачёва.
Ещё одно противостояние случилось у Анциферовой с Аллой Борисовной в начале 1980-х. Татьяна первой записала песню Владимира Преснякова-старшего «Рассвет – закат». Её пригласили, чтобы она её исполнила в телепередаче «Новогодний аттракцион». Рассказывают, что Алла Пугачёва, которая вела эту программу, узнав о присутствии Анциферовой, запротестовала. Сама записала женскую партию для номера, который потом исполнили на манеже цирка Александр Абдулов и Ирина Алфёрова.
Но сейчас, когда уехавшая в Израиль Пугачёва в немилости у нашей власти, Анциферовой не нравятся злобные высказывания в адрес певицы.
– Пытаются унизить Аллу. Зачем так?! Причём это делают те люди, которые вчера чуть ли не кормились из её рук! – делится Татьяна. – Да, в чем-то у меня есть обида на неё, моя личная, но это касается только наших отношений.