На «Золотом орле» призы вручали своим, а «Собеседник» пугал всех жутким вопросом

В этом году на церемонию вручения патронируемой Никитой Михалковым кинопремии не приехал не только Михалков, но и министр культуры и даже помощники президента

золотой орёл
Фото: Андрей Струнин

Патронируемый Никитой Михалковым «Золотой орёл», в отличие от других национальных кинопремий, не испытывает никаких проблем ни от эпидемий, ни от спецопераций, ни от закручивания гаек – стабильно проводится в первом павильоне «Мосфильма» каждый январь. Разве что сам Никита Сергеевич бывает не всегда – со здоровьем, как назло, то одна беда, то другая. 

В этот раз не было не только Михалкова, но и министра культуры и даже помощников президента. Приветствие Путина зачитывал гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

«Что-то ты мне не нравишься...»

Абсолютным триумфатором «Орла» стал фильм «Чемпион мира», созданный студией Никиты Михалкова «Тритэ», в котором Анатолия Карпова вражеские спецслужбы атаковали чем-то типа заражённых птиц, выращенных в секретных лабораториях (ну почти: запускали вертолёты, змею и экстрасенса, чтобы сбить с толку прилежного советского гроссмейстера и не дать ему выиграть у негодяя и перебежчика Корчного). Но СССР, естественно, всё равно победил (а иначе фильм бы не сняли).

Кстати, сам Карпов тоже присутствовал на церемонии. И почему-то рассказал со сцены историю, как в 1970-е предлагал Михалкову выпить, а тот отказался.

Взбодрил собравшихся исполнитель главной роли Иван Янковский. Он поведал, что в середине съёмок режиссёр Сидоров вдруг отвёл его с площадки в сторонку:

– Что-то ты мне не нравишься.

–???

– Ну не нравишься. Не Карпов ты.

– И что теперь делать?

– *****, я не знаю.

фильм чемпион мира
Фото: Кинопоиск
Иван Янковский в роли Анатолия Карпова в фильме «Чемпион мира»

Янковский рассказал, как заплакал у себя в вагончике, как режиссёр увидел это и воскликнул: «Вот это характер!» – и... доснял Ивана Филипповича в главной роли. Призы получили и Сидоров («Лучший режиссёр»), и Янковский («Лучший актёр в кино»), и весь фильм целиком («Лучший фильм»).

Число номинаций огромно, но представлены были в основном всего четыре фильма: помимо шахматной саги, это «Первый Оскар» (про вгиковцев на Великой Отечественной войне), «Однажды в пустыне» (про войну в Сирии; снято при поддержке Минобороны России), «Сердце Пармы» (про войну свободных народов с Московией) и «Здоровый человек» (этот фильм ещё не вышел в прокат). Кризис российского кино или академики решили не утруждать себя просмотром других лент? Некоторые кинокритики замечают при этом, что «Сердце Пармы», получившее четыре статуэтки, спродюсировано каналом «Россия», который и показывает церемонию. Не ушла без награды и дочь Михалкова Анна – её сочли лучшей актрисой онлайн-сериала.

«Кому-то можно и язык вырвать»

Перед церемонией – традиционная красная дорожка, дефиле дам и праздные разговоры под камеру на лёгкие темы а-ля «Как вы поддерживаете себя здоровыми?» Отряд усиленно пытается не замечать потери бойцов, которых перестают снимать в России за иное мнение. Если верить актёру Никите Кукушкину, в контрактах на съёмки теперь появился пункт о том, что артисты не имеют права высказываться в СМИ об Украине и ЛНР/ДНР во время съёмок и в течение года после них. Об этом он рассказал YouTube-каналу «Скажи Гордеевой*».

Карен Шахназаров как раз накануне «Орла» высказался, что «устраивать охоту на ведьм – опасная история. ...Вырезать [актёра] из фильмов? Как это? Недавно умер Вахтанг Кикабидзе, известный своими жёсткими антироссийскими заявлениями. И что, мы вырежем Кикабидзе из «Мимино»?!» 

Когда мы стали в кулуарах интересоваться отношением остального киносообщества к вопросу вырезания их коллег из фильмов, самый популярный ответ был: «Давайте не будем об этом, пожалуйста». Иные даже убегали, едва не задевая кого-то в толпе. А две дамы, сначала сгоряча ответив, потом искали корреспондента «Собеседника» в коридорах «Мосфильма», чтобы попросить не публиковать ни их комментариев, ни их имён. Мнения «смелых» – вашему вниманию.

Иван Янковский сделал большую паузу, подбирая слова:

– Время сейчас и правда тяжёлое. Хочется, конечно, чтобы кино развивалось, а не цензурировалось. Чтобы создатели, то есть художники, творцы, могли говорить и с помощью актёров, исполнителей, о том, что нас волнует, о том, что сейчас действительно важно.

Марина Зудина ответила не задумываясь: 

– Я категорически против. Во-первых, это было бы просто неуважением к создателям картин, ведь они все были сделаны в определённое время. Во-вторых, глупостью: все более-менее известные ленты давно скопированы и перекопированы. Любую из них можно будет без особого труда найти на просторах интернета без всякой цензуры, которая к тому же лишь прибавит фильму популярности. А если человек где-то сыграл главную роль? Эту работу и вовсе тогда надо уничтожить?! Я толерантный человек в принципе и правда не понимаю, почему вообще кого-то запрещают. Ну честно – не понимаю. Да, ходит сейчас много разговоров, такая суматоха, но, надеюсь, если реально дойдёт до дела, в последний момент они поймут, что делать это – абсурд, ошибка.

Егору Бероеву, так получилось, мы задали вопрос под камеру одного из телеканалов:

– На этот вопрос уже дал очень мудрый ответ наш президент – надо рассматривать каждый случай конкретно. Всех одной краской точно мазать нельзя. Кому-то за сказанное можно и язык вырвать. А кого-то стоит оставить в покое и подождать, пока он поймёт. Конкретные примеры, как с кем следует поступить, приводить не буду, так как не хочу марать время вот этими фамилиями.

Ксения Алфёрова, жена Егора, также подключилась к разговору:

– От политики сегодня сложно абстрагироваться. Вопрос у вашего издания действительно не как у всех тут, трудный. Я вот так с ходу не могу ответить. Но я вспомню, что был в истории отечества другой непростой период – когда многие были вынуждены уехать из страны после 1917 года. Именно вынуждены – речь шла о жизни и смерти. И многие вернулись. А многие, уехав насовсем, страшно мучились до конца своих дней. Но все эти люди, великие люди, оказавшиеся в эмиграции, люди, которых мы уважаем и любим, никогда за всю свою жизнь не позволили ни одного дурного слова о своей родине! Ни-ког-да! Это большой показатель.

Бероев согласился с супругой, но посоветовал всем, кто говорит «нелицеприятные вещи о нашем государстве, о нашей армии и, может быть, даже о нашем президенте», вернуться на родину и повторить это здесь. «У них хватит смелости? Боюсь, что нет. Это меня сильно смущает», – сказал напоследок Егор.

Что будет с «Никой»

Национальная кинопремия «Ника», которую стали проводить с 1988 года, то есть задолго до того, как Никита Михалков решил учредить своего «Орла», испытывает сложности. В 2020 году её не проводили из-за коронавируса, а пропуск церемонии 2022 года её бессменный ведущий Юлий Гусман объяснил так: «Мне кажется, что «Ника» была придумана как весёлый праздник, и превращать его в просто формальное вручение не хочется». Представитель дирекции «Ники» Ирина Ильичёва сказала «Собеседнику», что «вопрос о времени проведения церемонии пока не решён. Но точно не весной». Ранее «Нику» всегда проводили в конце февраля – начале марта. 

На прошлой неделе премия киноведов и кинокритиков России «Белый слон» объявила, что «трагические события прошлого года заставили нас не только отказаться от праздничной церемонии, но и поставить под сомнение своевременность вручения премии фильмам 2022 года».

*Власти РФ считают иноагентом

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика