История любви и предательства Сергея Прокофьева
Почему потомки великого композитора не говорят по-русски
Из всех потомков композитора Сергея Прокофьева, на его родине, то есть в России, бывает только Габриэль Прокофьев — его внук. В последнее время все чаще — говорит, «приезжаю всякий раз, как появляется возможность, русские корни дают о себе знать». К тому же Габриэль — тоже композитор, и уже очень известный и в Великобритании, где он живёт, и в мире. Больше среди потомков Сергея Прокофьева композиторов нет.
Недавно, побывав в Москве на фестивале «Вивачелло», где его музыку исполнял Российский Национальный оркестр, Габриэль Прокофьев в интервью «Собеседнику» напомнил о несчастьях своей семьи в советской России. Эта трагическая история касалась его великого деда, его бабушки и отца с дядей.
— Я был воодушевлён тем, что премьера Концерта для виолончели проходила в России, мне было очень важно показать его связь с Россией и, в частности, с тяжёлым опытом моей семьи в советское время, поскольку я считаю важным, чтобы те времена помнили, а не замалчивали, не заметали под ковёр. Основную тему второй части я сочинил несколькими годами раньше, соотнося её с мысленным образом моего отца и с теми испытаниями, с которыми он столкнулся во время жизни в России. Он был очень позитивным и оптимистичным человеком, и представление о тех разочарованиях и боли, которые сопровождали начало его жизненного пути, рождало во мне сильные музыкальные образы. Когда моему отцу было всего 19 лет, его мать (моя бабушка Лина Прокофьева) была арестована и отправлена в ГУЛАГ на 7 лет. Она была совершенно ни в чем не виновна, но ничего нельзя было сделать. Мой отец отправился в Сибирь — на поезде это примерно неделя, чтобы повидаться со своей мамой, но его к ней, конечно, не пустили. Подобный опыт пережили очень и очень многие люди в России, и я надеюсь, что они смогут найти свою собственную связь с этим произведением. Важно помнить все, что люди перенесли, чтобы не повторять те же ошибки, — сказал Габриэль.
Мы, со своей стороны, расскажем историю семьи Прокофьевых в деталях.
Сергей Прокофьев, композитор, пианист, дирижёр, а также шахматист первой категории родился в украинском селе Сонцовка 23 апреля 1891 года. Его отец — из купеческой среды, а мать, очень образованная женщина, была дочерью бывшего крепостного Шереметевых. Маленького Серёжу учил музыке сам Глиэр. Прокофьев писал во всех жанрах, имел особенный стиль и все, конечно, слышали его балеты, оперы, концерты и симфонии. Однажды Рихтер сказал: «Если Стравинский разговаривает с Богами, то Прокофьев с дьяволами». У Прокофьева были сложные отношения с людьми, с детьми, с собой и с жизнью. В 1915 году Прокофьев с помощью Дягилева впервые едет за рубеж, а после революции, воспринятой им как «резня и дичь» он уезжает в Токио, а оттуда в Нью-Йорк, потом долго жил во Франции… в Европе он Прокофьев женился на светской красавице, испанке Лине Кодина-Любера. Её мать, впрочем, была русской дворянкой и оперной певицей. И Лина тоже пела, говорила на 4 языках, её друзьями были самые знаменитые люди мира, но она была влюблена в Прокофьева, предпочтя его другому своему поклоннику — Рахманинову. У Прокофьевых уже было двое сыновей Святослав (1924) и Олег (1928), оба родились в Париже.
И в 1936-м они вчетвером вернулись в СССР. В Москве Лина быстро понимает, куда попала. Арестовывают их знакомых и друзей. Лина просит мужа вернуться во Францию. Но Прокофьев, обласканный властью (шикарная квартира, обслуга), к её мольбам равнодушен. Пастернак советует ей реже появляться на публике, но поздно. Тем временем Прокофьев знакомится с 22-летней комсомолкой Мирой Мендельсон, родственницей Лазаря Кагановича, и в 1941-м он уезжает с девушкой в эвакуацию, оставив жену и сыновей в Москве. Об этом не любят говорить, но власть поставила перед Мендельсон задачу разлучить Прокофьева с женой-иностранкой. Лина, понимая, что развод с Прокофьевым погубит и её, и сыновей наотрез отказалась разводиться. Тогда Прокофьеву объявили, что его брак зарегистрированный за рубежом, считается недействительным, и в январе 1948 года Сергей Прокофьев женился на Мендельсон. А через месяц Кодина-Любера была арестована и приговорена к 20 годам лагерей за шпионаж.
Святослав и Олег остались одни. Святослав ездил к матери с лагерь, а с отцом сыновья практически не общались — он отстранился, а они считали его и Миру виновными в трагедии с матерью. Прокофьев больше никогда не увидит Лину. Он скончался в Москве в один день со Сталиным — от сердечного приступа. А Лину оправдали и освободили из лагеря под Воркутой тремя годами позже, в 1956 году. Практически сразу Лина, брак которой был признан законным, заявила о своих правах на наследие композитора. И в 1968, когда вторая вдова Мира Мендельсон, которой Прокофьев завещал абсолютно все, умирает от рака, Лина и её сыновья остаются единственными наследниками.
В 1974-м лично Андропов даёт разрешение Лине Прокофьевой родных во Франции. В СССР она не возвращалась больше никогда. Она и её сыновья Святослав и Олег обосновались в Англии. В 1983 году они основали фонд Сергея Прокофьева. Лина умерла в январе 1989 года в Лондоне, в окружении семьи. Ей было 92 года.
Ни сыновья, ни внуки Прокофьева не говорят по-русски. Причину понять легко, хотя Лина, как говорят, старалась перенаправить обиду потомков с композитора на Мендельсон.
Сыновья
Святослава и Олега не учили музыке, их Прокофьев не хотел, чтобы в доме были ещё музыканты, кроме него.
Святослав закончил архитектурный институт в Москве. Уехав с семьёй из России в 90-е, жил в Париже. Издал дневники своего отца, которые стали сенсацией в музыковедении. Умер в 2010 году.
Олег занимался авангардной живописью, (учился у самого Фалька) и деревянной скульптурой, писал стихи. В Англии он стал крупным художником, его работы есть в больших картинных галереях мира, в том числе, в Третьяковке. Он умер в 1998 году в возрасте 69 лет.
Внуки
У Прокофьева восемь внуков. Двух первенцев его сыновья назвали в честь великого деда — Сергеями.
Сергей Святославович — живёт в Париже. Занимается семейным Фондом Сергея Прокофьева.
Сергей Олегович Прокофьев крупный антропософ. Жил в Швейцарии и умер в 2014 году.
У Олега Прокофьева есть ещё шестеро сыновей и дочерей от второго и третьего браков. Но музыкой всерьёз занялся только один, Габриэль. Он сегодня известный английский композитор. Он работает на стыке электронной и симфонической музыки. Его произведения включаются в обязательную школьную программу в Англии. Габриэль — отец троих детей — правнуков Прокофьева.
Габриэль все чаще приезжает в Россию, поддерживая некоторые музыкальные проекты. Лёд постепенно тает.