Фильм про НКВД: почему его не отметили у Михалкова, но наградили кинокритики
Призы для ленты «Капитан Волконогов бежал» имеют политический подтекст
Кинофильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волкогонов бежал» стал фаворитом премии российских кинокритиков «Белый слон», при этом не получил ничего не состоявшемся неделей раньше «Золотом орле», подконтрольном Никите Михалкову. Хотя был представлен там во всех основных номинациях.
Лента выйдет в широкий прокат только в апреле, но её уже показывали на Венецианском кинофестивале, и она участвует в раздаче российских кинопремий. Фильм повествует о системе страха, сложившейся в стране в конце 1930-х и инициируемой НКВД, о единогласном её принятии, о её изгоях и жертвах. После раздачи «Орлов» и «Слонов» в кинокругах стали активно обсуждать результаты. Кинокритики уже сталкивались с ситуацией, когда на «Золотого орла» номинируют «неправильные» картины, но в итоге ничего им не дают.
– Государственные премии не могут сегодня давать приз картине о 1937-м, снятой в таком саркастическом сюрреалистическом ключе, показывающей это время, как ад кромешный для всех людей, включая опричников, – объяснила «Собеседнику» член гильдии киноведов и кинокритиков России Лариса Малюкова. – А в этой ленте речь идёт именно об опричнине. Неслучайно костюмы изумительного художника Надежды Васильевой апеллируют к Эйзенштейну. Там даже есть граффити в духе Павла Филонова и Казимира Малевича.
Эта некоторая плакатность раздражает ряд моих коллег, но я нахожу это в стиле картины. За этой яркостью авторы пытаются нам сказать о чём-то важном. И может быть только в такой форме и можно сегодня говорить о происходящем. Жесткач на экране с одной стороны не будет принят широкой публикой, а с другой стороны не будет разрешён властью.