За что Иван Бортник злился на Промокашку
В кинокарьере у этого артиста 50 ролей. Однако зритель особенно запомнил Ивана Бортника, как уголовника по кличке Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя». Это всю жизнь раздражало актёра
Малолеткой стоял на шухере
После выхода этой кинокартины на экраны в 1979 году Иван Бортник проснулся знаменитым, хотя до этого снялся в десятке фильмах. Он так правдиво сыграл уголовника, что многие поверили, будто бы в роли Промокашки выступил человек, реально сидевший на «зоне».
Никто не верил, что этого урку сыграл потомственный московский интеллигент. Отец Бортника – заместитель главного редактора «Гослииздата», мать – доктор филологических наук, сотрудник Института мировой литературы. После войны Иван занимался в театральном и музыкальном (по классу виолончели) кружках.
Мальчик тогда жил на площади Трёх вокзалов, место которое славилось среди криминала, половина жителей этого района – отсидевшие в тюрьмах. Конечно, чтобы быть своим, юноша, помимо кружков, общался и с «блатными». Тогда же научился пить и курить. И вот в 15 лет его взяли на «дело» - Бортник стоял на шухере, пока его дружки обчищали ларёк. Позже всех схватили, посадили. А вот Иван наказания избежал: малолетку просто-напросто пожалели.
После суда уволили из театра
Был ещё один случай, когда будущий Промокашка - Бортник чуть не угодил за решётку. Будучи уже артистом театра имени Гоголя, он с друзьями-актерами этого же театра выпили в ресторане Дома актёра. Причём, крепко выпили. Когда поздней ночью вышли на улицу, решили взять такси. Обратили внимание на какую-то машину, которая им показалась похожей на такси. Начали уговаривать водителя подвезти, но тот ответил им грубо.
Та машина оказалась инкассаторской, а инкассатору показалось, что это нападение, и он выстрелил из пистолета в живот одному из актёров. На шум прибежала милиция, пьяных артистов забрали в ОВД. К слову, тот актёр остался живой. Был товарищеский суд и всех четверых уволили из театра имени Гоголя.
Потом целый год Иван Бортник был без работы, а вскоре его взял педагог артиста по театральному училищу Юрий Любимов в свой театр на Таганке. Именно там Иван близко подружился с Владимиром Высоцким. Владимир Семёнович посвящал своему другу песни. Например: «Про то, что, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже, Нужны - как в бане пассатижи».
«Пропагандировал уголовщину»
Когда в 1978 году режиссер Станислав Говорухин начал работу над будущим фильмом «Место встречи изменить нельзя», то сразу решил, что в главной роли работника МУРа Глеба Жеглова будет снимать только Высоцкого. И сценарий писали вместе с братьями Вайнерами именно на него.
Станислав Сергеевич предложил артисту самому выбрать того, кто сыграет его партнёра Владимира Шарапова. Были предложены много кандидатур, среди которых – Александр Абдулов, Станислав Садальский, Евгений Леонов-Гладышев, Сергей Никоненко и другие. Но Высоцкий настаивал на своём друге Иване Бортнике.
Говорухин-то был согласен, но получил жёсткий отказ от руководства Одесской киностудии, где снимался фильм. Там поставили условие: «Пусть Высоцкий снимается, тогда в роли Шарапова сыграет наш артист, украинский». И утвердили Владимира Конкина, который к тому времени прославился ролью Павла Корчагина и получил звание - заслуженный артист Украинской ССР.
Режиссёру, чтобы спасти будущий фильм, ничего не оставалось делать, как пойти на компромисс. А Бортнику он сказал: «Почитай сценарий и выбирай себе любую роль». Иван Сергеевич и выбрал Промокашку - роль вроде бы проходную.
- Да он сам всю эту роль и придумал, - смеётся в разговоре с нами вдова Бортника Татьяна Борзых. – Многие именно его фразы там звучат, он что-то вспомнил из своей юности. Например, снимали эпизод, где из подвала выходят участники банды «Чёрная кошка», сдаются. И вот Говорухин был недоволен, ему показалось, что скучно получается: один вышел и бросил оружие на снег, второй, третий и так далее.
И тогда Станислав Сергеевич попросил Ваню: «Придумай что-нибудь, чтобы повеселей было». И Ваня придумал: вышел, чуть ли не приплясывая «цыганочкой», ещё и песню воровскую запел: «А, на чёрной скамье, на скамье подсудимых, там сидит его дочь и какой-то жиган…» Да так это сделал, что те статисты в погонах, которые стояли рядом с ружьями, а это были настоящие милиционеры, поверили и чуть не избили артиста! Руки ему закрутили, боясь, что наделает что-то лишнее.
Кстати, в этом же эпизоде Бортник ещё сымпровизировал, закричал Шарапову: «Вова, счас я тебе пасть порву», но эту фразу вырезали. И много фраз Промокашки потом убрали, - на этом настоял один из чиновников МВД, объясняя, что после выхода фильма в каждом дворе теперь будут так говорить, мол, нечего «пропагандировать уголовщину».
После премьеры картины «Место встречи изменить нельзя» Ивана Бортника стали чаще приглашать в кино. Правда, больше на роли, которые в чем-то были похожи на Промокашку, – обаятельные плуты, воры, пьяницы, хулиганы. На улицах, в магазинах, в ресторанах, в поездах Ивана Сергеевича стали окликать не иначе, как по кличке его героя – «Ой, Промокашка, здравствуйте!» Обязательно звали вместе выпить и поговорить. И Бортник срывался, не стеснялся в выражениях. Правда, потом переживал, дескать, зачем я послал человека.
Незадолго до ухода из жизни Высоцкого их вдвоём забрали в милицию, - слишком много выпили. Привезли в отделение, но начальники в погонах, увидев артистов, лишь улыбнулись: «Удивительно! Надо же, сам Жеглов и Промокашка вместе!» И на милицейской машине развезли их по домам.
В конце жизни Иван Бортник в одном из интервью признался, что он «сыграл свою главную роль в жизни, правда, её нигде в титрах не указали». Вот только не уточнил какую! Наверное, Иван Сергеевич имел в виду свои роли в театре, которые, в отличие от кино, мало, кто видел. А сам он их ценил и любил больше, чем свою работу в кинематографе.
Досье
Иван Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве.
В 1961-м окончил театральное училище имени Щукина
В юности в гражданском браке жил с актрисой Инной Гулая («Когда деревья были большими»). С официальной женой Татьяной Борзых работницей осветительного цеха театра имени Гоголя» расписался в 1967 году.
Играл в театре имени Гоголя, затем в театре на Таганке. Снялся в более чем 50 фильмах, среди которых «Место встречи изменить нельзя», «Родня», «Зеркало для героя», «Антикиллер» и другие.
Скончался на 80-м году жизни 4 января 2019-ого (причина смерти – оторвался тромб). Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.