Анна Нетребко. Красотка на оперном троне
Портрет Анны Нетребко мы рисуем с помощью Наталии Хольцмюллер, выпускницы Ленинградской консерватории, организатора культурных проектов Art & Business и издателя одноименного журнала и хозяйки Русского бала в Вене, где она постоянно живёт уже много лет.
Обворожительная Анна, божественное чудо, безупречный вокал, глубокий артистизм — все это говорится в адрес оперной звезды Анны Нетребко неизменно и каждый день, а вовсе не только на юбилее, который она отметила минувшей осенью.
Это парадный портрет царицы мировой оперы, к которому мы пытаемся добавить яркие штрихи и детали, известные очень не многим.
Пигмалион и Галатея
— Я хорошо знакома с маэстро Гергиевым и как журналистка давно сотрудничаю с Мариинским театром, поэтому о начале творческого пути Анны Нетребко мне известно из рассказов её коллег. С ней самой я познакомилась в артистической знаменитого концертного зала Musikverein Вене во время выступления Валерия Гергиева, который в своё время обратил на неё внимание и создал то, чем она сейчас является. Безусловно, основополагающую роль в этом сыграли голос, талант и трудолюбие, но без маэстро Гергиева она бы, весьма вероятно, такой головокружительной карьеры не сделала. Он не только гениальный дирижёр, но и уникальный музыкант, и ему интересно заниматься с вокалистами. В своё время это была Ольга Бородина, которой он уделял много внимания, и я наблюдала, как она становилась выдающейся певицей. Ну, а затем Анна.
— Правдив ли миф о том, что однажды маэстро Гергиев увидел красивую девушку, которая работала в Мариинке уборщицей и, стоя за кулисами, распевала «Травиату» вслед за солисткой на сцене. Это и была Анна Нетребко, тогда ещё «нешлифованный алмаз»
— За истинность этого мифа не поручусь, а слухами не пользуюсь и, имея среди своих близких знакомых немало известных людей, всегда опровергаю истории, если уверена в том, что они не соответствуют действительности. Конечно, ставшие знаменитыми выходцы из Мариинского театра интересуют меня, и однажды я спросила сестру Валерия Абисаловича - Ларису, которая возглавляет Академию молодых певцов Мариинского театра: «Лара, как это было? Анна Нетребко в самом деле мыла полы в Мариинском театре?», на что она, со свойственным ей юмором, ответила: «Ну да, мыла, только она знала, где мыть - около приёмной Валерия, и он обратил на неё внимание». О том, что немаловажным фактором для выбора маэстро Гергиева стала внешность Анны, упоминали и коллеги певицы.
Когда Нетребко делала первые шаги в театре, она, говорят, не очень чисто интонировала, и голос у неё был небольшой. Однажды, когда Анну пробовали на какую-то роль, музыкант, давно работавший в оркестре, спросил маэстро: «Ну, зачем Вы её взяли? Ее же не слышно». — «Зато видно, — ответил Гергиев, — у неё хорошая внешность, это имеет большое значение для сцены».
Можно сказать, это история Пигмалиона и Галатеи, потому что Гергиев занимался не только её голосом, для этого есть педагоги по вокалу, но сделал из неё поющую актрису, очень много вложив в неё и развив ее талант. Он потрясающе относится к Анне — и я тоже этому свидетель. Его авторитет и поддержка, безусловно, помогали ей в карьере. Конечно, она много работала и продолжает работать, но факт везения и удачи не отменить.
— Злые языки, намекая на то, что у Анны Нетребко не самый лучший голос на свете, вспоминают балетную историю Анастасии Волочковой.
— Ну, завистники у звезды есть всегда. Может быть, чисто гипотетически, есть люди с более яркими голосами, но мы их не знаем. А оперный трон заняла Анна, которая продолжает царить, и, в общем-то, сегодня равных ей по популярности нет. В Австрии эту певицу просто боготворят. Спросите любого, кто лучшая оперная певица, и все скажут: Нетребко. Она сумела завоевать сердца. Анна бывает эпатажной, но ей это прощают. У дивы бывают «разногласия» с фигурой, так как она, видимо, не любит ограничивать себя, но тут ничего не поделаешь - звезды тоже имеют право на какие-то радости в жизни. А Анна любит жизнь, и это прекрасно. Ну, а то, как она её проживает вне сцены, известно только ей. Однако, Анна Нетребко — это чрезвычайно яркое явление, и долгие годы она остается на самой вершине музыкального Олимпа, создав новый образ звезды оперной сцены.
Её прорывом стал дебют в Метрополитен-опера, где она пела Наташу в опере Прокофьева «Война и мир», а затем выступление на фестивале в Зальцбурге, где она до сих пор является мощным магнитом для любителей музыки.
Лично я в полной мере оценила Нетребко после того, как увидела и услышала её в опере Верди «Анна Болейн» в постановке Венской Государственной оперы. До этого манера её исполнения не всегда приводила меня в восторг. Она долгое время оставалась экспансивной Наташей Ростовой, и манера её сценического поведения подчас несла черты инфантильности, даже когда она пела романсы. «Анна Болейн» — это был для меня рубеж, где она проявила себя как выдающаяся певица и глубокая драматическая актриса. К тому же ее голос со временем, после рождения ребёнка, обрёл новые краски, более глубокий тембр, благодаря чему ей удалось расширить свой репертуар.
Словом, это была уже новая Нетребко.
Анну очень любят в Австрии, она является почётной гражданкой этой страны, у неё здесь квартира, и сейчас она в основном живёт в Вене вместе со своей семьёй. Раньше Анна с Тишей (Тьяго, сын певицы от союза с Эрвином Шроттом) много времени проводили в Америке, где она боролась с аутизмом сына, но теперь, насколько известно из прессы, они вместе эту проблему в значительной степени решили.
— Доводилось ли вам слышать народное поверье о том, что Анне Нетребко в жизни очень помогло особое расположение Владимира Путина, которое играет роль «охранной грамоты»?
— Насчёт «особого» — это, думаю, преувеличение. Я слышала, что Владимир Путин - поклонник её таланта, возможно, ему импонирует и её внешность, но главную роль в карьере Анны, безусловно, сыграл маэстро Гергиев, являющийся для Президента России большим авторитетом, и это, с моей точки зрения, абсолютно справедливо, потому что никто и никогда за всю историю музыки не сделал для искусства столько, сколько Валерий Гергиев, для которого это служение - лейтмотив всей его жизни.
Так что, уверена, что рассуждения об «охранной грамоте», - просто досужие измышления. Да и самой Нетребко никакие «грамоты» уже давно не нужны. Она, мне кажется, даже устала от статуса дивы — признавалась как-то, что хочет открыть ресторан. Когда смотришь на сцену из зрительного зала, все кажется божественным. Но тому, кто стоит на этой сцене, это может и поднадоесть. Артисты ведь тоже земные люди.
— И звёздам тоже, бывает, не везёт в любви?
— Мне кажется, что Анне в личной жизни долго не особенно везло. Однажды мы встретились 9 мая возле памятника Советскому солдату в Вене, куда в этот день приносят цветы и возлагают венки. Я, естественно, тоже пришла. Оборачиваюсь — сзади меня стоит Анна с огромным букетом и рядом - Эрвин Шротт. Поскольку вокруг не было оперных фанатов, я с ней заговорила. «Это - мой муж Эрвин Шротт», — представила спутника Анна, а тот сразу заявил: «Я не говорю по-немецки». «Мы можем и на другом языке поговорить», - предложила я. Эрвин родился в Уругвае в семье выходцев из Германии, но по каким-то причинам этот язык ему не близок. Много раз возникали разговоры о свадьбе, и Нетребко сама их поддерживала, но она не состоялась даже тогда, когда появился их общий ребёнок, и в конце концов они расстались. На смену Эрвину Шротту пришёл Юсиф Эйвазов, который, по-моему, активно и в чём-то, наверное, благотворно на неё влияет.
Близость к Нетребко в своё время способствовала росту популярности Эрвина Шротта, и, безусловно, помогает Юсифу Эйвазову.
Анна Нетребко дала возможность многим людям испытать сильные эмоции, и я желаю ей гармонии и процветания.
Яркий штрих к портрету Анны Нетребко добавил Денис Мацуев, пианист, народный артист России:
Лет семь назад видео выступления босоногой Анны Нетребко в Берлине стало вирусным. Певица, исполняя арию Джудитты Легара, в артистическом пылу и в танце экспрессивно сбросила туфли, да так, что они пролетели чуть не полсцены, едва не попав в музыкантов. Некоторые критики посчитали выступление Нетребко слишком уж экзальтированным. Другие же сочли это шедевром импровизации.
— Об Анне Нетребко я готов говорить бесконечно, потому что это разговор о настоящей диве в прямом понимании этого слова. И точно так же, как если бы в зал входила, скажем, Мария Каллас, все понимают: это Она! Я думаю, что с Анной, по масштабу ее дарования, уникальному артистизму, красоте и глубине погружения в образ, мало кто может сравниться.
И при этом она абсолютно естественна! Она не надевает разные маски в зависимости от обстоятельств - какая она в жизни, такая и на сцене, - непредсказуемая и ослепительно артистична. И тот случай с туфлями — одна из тех неподготовленных спонтанностей, которые возникают у артистов по по ходу действия на сцене. Среди них случаются и импровизации из разряда настоящих провидений. Я уверен что это ее босое выступление привело в восторг и многих её почитателей и тех, кто впервые побывал на ее концерте.
Анна, в свою очередь, относится с большим пиететом к своей публике, и тут нужно понимать, что если артист будет неискренен и несвободен на сцене, публика это поймёт. Но как раз эта свобода и максимальное погружение в образ удаётся Анне Юрьевне с большим блеском. Искренность — это яркая и очень существенная деталь её образа. Достаточно посмотреть любое её выступление или зайти в её instagram чтобы это понять.
Более открытого человека, более открытой звезды мировой оперной сцены, чем Анна Нетребко, вы сегодня не найдёте.
-- В 2010 году оперная дива Анна Нетребко пела вместе с поп-королем Киркоровым на конкурсе «Новая волна», «заслужив» упреки строгих ревнителей классики.
— Я считаю большим достижением в филармонической жизни нашей страны за последние 20-25 лет рождение нового поколения публики, которая приучена ходить на концерты классической музыки. И в этом играет большую роль вот такие выступления без четкой границы между классической музыкой и шоу-бизнесом. На январском моем концерте в «Крокус сити холле» было шесть тысяч человек — и далеко не все они слушатели филармонии. Зато существенная часть публики затем впервые покупает абонементы в Московскую филармонию. Это происходит из года в год. И я этим горжусь.
Все помнят как Пласидо Доминго, Лучиано Паваротти и Хосе Каррерас пели на закрытии Чемпионата мира по футболу в 1990 году. И главная цель этой гениальной истории в том, что их слушали миллионы по всему миру! И тот, кто их слушал, потом стал ходить и в оперу.
Аня Нетребко делает то же самое. Какая разница, где она показывает своё искусство — она расширила рамки академического оперного театра. Она украшает собой любую сцену мира, будь то академическая или эстрадная.