«Золотой орёл» между гламуром и войной. Репортаж «Собеседника»
На российской кинопремии поговорили о коронавирусе и прошлись по историческим драмам
Раздача «золотых орлов» проходила в павильоне на Мосфильме в двадцатый раз. Когда-то «орлы» Михалкова не вполне корректно ворвались в российское церемониальное кинопространство, подвинув безбашенную «Нику». Теперь ту давнюю историю уже никто не вспоминает. Зато в кино вошла в моду Большая История.
Омикрон просит огня
Юбилейная церемония прошла без главного орла – Никиты Михалкова. Его, на удивление, почти никто не вспоминал. Знающие люди из кинотусовки сказали, что Н.С. заболел.
- Тем самым?
- Ну а чем ещё болеют нынче?
Нельзя сказать, что Мосфильм, проводя церемонию на фоне 25 тысяч заболевающих коронавирусом в день в городе, был на осадном положении. Чуть настойчивее просили носить маски. Чуть больше гостей добровольно натягивали их, как положено, на нос. В съёмочном павильоне поставили поменьше стульев и значительно сократили аккредитацию журналистам. «Собеседник» прорвался.
Главные гости церемонии – режиссёры, актёры – без масок. Люди работают лицом и привыкли не портить кадры. Особенно актрисы: Марина Зудина, Виктория Толстоганова, Ирина Горбачёва, Александра Ребенок, Екатерина Шпица, Паулина Андреева под руку с Фёдором Бондарчуком… ну какие маски на светском рауте? Но кулуарные разговоры – о ковиде: «Я переболела, но боюсь», - рассказывала кому-то Оксана Фандера. Алексей Гуськов, много работающий в разных странах, поведал, что привился сразу тремя вакцинами: китайской, российской и «Пфайзером». «А это не много?» - спросил кто-то из корреспондентов. «Ну видите, всё хорошо», - ответил актёр и радостно подпрыгнул. А Андрей Бурковский со сцены предъявил всем отрицательный экспресс-тест: «Взял с собой, чтобы с вами обниматься».
Настроение у киношников вообще было намного лучше, чем у журналистов. Особенно у 70-летнего Виктора Сухорукова. Он пришёл первым, сжимал медицинскую маску, свёрнутую вчетверо, в кулаке, светился от радости и даже жаловался с совершенно фантастической позитивной экспрессией: «Я пунктуальный. Мне сказали прийти к шести, я и пришёл. А зачем?»
Виктор Иванович радостно болтал на всякие лёгкие темы:
- Конечно, удалось отдохнуть в каникулы: смотрите, как я хорошо выгляжу!
- А если грустите? Такая погода, всё время пасмурно в Москве… - не унималась девушка лет 25-ти.
- А вы подумайте, что вы такой грустной никому не нужны и не интересны – и всё будет в порядке!
- Вы такой… Может, вас любовь так молодит?
- Любовь – она не молодит и не старит. Она изнашивает.
- По вам не скажешь…
- Так откуда вы знаете – может, я притворяюсь. Ведь я же хороший актёр!
Подхожу к Сухорукову с вопросом, зацепило ли его какое-нибудь кино в последнее время. «Нет, - говорит, - не зацепило». Где играет сам: «Вот включайте 31-го числа «Первый канал» - и увидите! Играю героя любовника!» - сказал Виктор Иванович одновременно гордо и игриво и удалился в глубины «Мосфильма».
От Солженицына до Мединского
Выбор номинантов традиционно был невелик. Академикам предложили выбирать из «Серебряных коньков» (бесспорно блестящий фильм, снятый студией Михалкова «Тритэ»), «Огня» той же «Тритэ», «Ивана Денисовича» Глеба Панфилова, а также фильмов «Уроки фарси» и «Капитан Волкогонов бежал». Через неделю свои премии «Белый слон» будут вручать кинокритики, и совпадение с «Орлом» по сути только одно – «Капитан Волкогонов бежал».
Интриги киномира предполагают, что «Орёл» занимает «государственную» позицию, а «Слон» и «Ника» - скорее вольнодумную оппозицию. Недаром же в самом начале орлиной церемонию присутствующих окропил словом Владимир Мединский, не только зачитав формальное приветствие Путина, но и выразив удовлетворение, что многие фильмы-номинанты выходят при поддержке государства (и под контролем – забыл добавить). «Всё в руках нашего авторитарного жюри», - довольно точно оговорился со сцены Павел Деревянко.
Фильмы-номинанты – как на подбор почти все серьёзные и исторические. Один буквально перетекает в другой, как заметил ведущий Алексей Агранович: «Серебряные коньки» - это Петербург 1900 года с карманниками и марксистами. «Капитан Волкогонов бежал» - вроде бы тот же город, но кардинально изменившийся: Ленинград 1938-го. «Иван Денисович» по Солженицыну - про войну и сталинский лагерь, куда бросали выживших в немецком плену советских бойцов. «Уроки фарси» - пронзительная история про концлагерь Второй Мировой без лишних сиюминутных «скреп».
Лучшие фильмы 2021 года по версии «Золотого орла»
«Серебряные коньки» (лучший фильм, лучшая операторская работа, лучший сценарий, лучший монтаж, а также призы художника-постановщика и художника по костюмам)
«Иван Денисович» (лучшая режиссёрская работа – Глеб Панфилов, лучшая мужская роль – Филипп Янковский)
«Седьмая симфония» (лучший телесериал, лучшая мужская роль в сериале – Алексей Гуськов)
«Вертинский» (лучший сериал онлайн-платформ)